Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Социальное обеспечение - Льготы для населения проживающих в зоне по чаэс

Льготы для населения проживающих в зоне по чаэс

Пенсионные льготы чернобыльцам

Чернобыльцы могут выйти раньше на пенсию. Пенсионная реформа и повышение пенсионного возраста на них абсолютно не отразятся.

Но величина сокращения напрямую зависит от категории, к которой относится чернобылец. Уйти на пенсию раньше могут: Читайте также

  1. лица, которые постоянно проживали и работали на загрязненных территориях, размер уменьшения зависит от зоны, в которой они проживали и работали (их 4, в зависимости от степени загрязнения) – от 6 месяцев до 5 лет с возможностью увеличения этого возраста в зависимости от срока проживания и работы;
  2. инвалиды вследствие катастрофы на ЧАЭС – на 10 лет раньше.
  3. лица, перенесшие лучевую болезнь – на 5 лет раньше;
  4. ликвидаторы, работавшие в зоне в период 1986-87 годов – на 10 лет раньше общеустановленного возраста – в 45 лет женщины и 50 лет мужчины;
  5. ликвидаторы, принимавшие участие в работах в период 1988-1990 годов – на 5 лет раньше, в 50 и 55 лет для женщин и мужчин соответственно;

Помимо права на досрочную пенсию, чернобыльцы могут получать две пенсии – такое право есть у военнослужащих, ставших вследствие катастрофы инвалидами. Им выплачивается страховая пенсия и пенсия по инвалидности.

Шаг 4: Ждём выплаты

Рассмотрение вашего заявления может занять различное время. Это зависит от вида пособия и куда вы направили ваши документы. Например, по чернобыльским выплатам (3 000 руб.

6 000 руб.) по уходу за ребёнком по закону решение принимается в течение 10 рабочих дней.

После решения вам либо придёт письменный отказ, либо выплата на банковскую карту.

Срок выплаты определяется региональным законодательством.Оказывается, что получить чернобыльские пособия нетрудно: главное знать, что и куда нести.

Если в выплате вам по какой-либо причине отказывают, то всегда требуйте письменный отказ, чтобы уже с ним пойти к юристу и разобраться в вашей проблеме. Источник: http://www.burokratam-net.ru/posobiya-i-lgoty/chernobyltsy/posobiya-dlya-prozhivayushchikh-v-chernobylskoi-zone.html

Льготы и пенсионные выплаты чернобыльцам в 2020 году

Категории людей с присвоенным статусом чернобыльцев обладают правом претендовать на госгарантии и льготные пособия.

Об этом идет речь в ст. 3 в ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», принятого 15 мая 1991 года и зарегистрированного под номером 1244-1: «Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки».

Льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации в результате чернобыльской катастрофы

Важное Материалы подготовлены группой консультантов-методологов 16 сентября 2005 г. 01:09 Материалы подготовлены группой консультантов-методологов Кроме компенсационных выплат Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

(далее Закон №1244-1) также предусмотрен ряд льгот для граждан, которые подверглись воздействию радиации в результате чернобыльской катастрофы. Основное отличие компенсаций от льгот — компенсации — это дополнительные выплаты, а льготы – преимущества, предоставляемые определенным категориям граждан, например, установка телефона вне очереди, бесплатный проезд на транспорте, дополнительный отпуск и так далее.

Рассмотрим некоторые виды льгот, предусмотренные Законом №1244-1, при предоставлении которых зачастую возникает вопросы, связанные с налогообложением, и их неоднозначное толкование. Нужно помнить, что Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) к доходам, не подлежащим обложению НДФЛ, отнесены: «1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам; … 3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с: возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья». Таким образом, суммы, выплачиваемые работникам и не являющиеся компенсациями, являются объектом обложения НДФЛ. В соответствии со статьей 238 НК РФ не являются объектом налогообложения ЕСН:

«1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам; 2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с: возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья»

.

Относительно ЕСН существуют две точки зрения.

С одной стороны, суммы, не отнесенные к компенсациям, выплачиваются в связи с предоставляемыми гражданам льготами и, следовательно, являются объектом обложения ЕСН. Однако статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что все расходы, связанные с реализацией его положений, финансируются из федерального бюджета и организациям, осуществляющим выплаты своим работникам в рамках Закона №1244-1, их расходы возмещаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, суммы, выдаваемые работникам, как в порядке компенсации, так и в связи с предоставлением льгот, выплачиваются не из средств организации, а в рамках целевого финансирования и не могут быть включены в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Поэтому данные выплаты могут не включаться в налоговую базу по ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ. Кроме того, остается открытым вопрос об источнике, за счет которого должен быть начислен ЕСН.

Суммы ЕСН, начисленные в данном случае, не могут быть включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль в налоговом учете и не могут быть отнесены на себестоимость в бухгалтерском. Как правило, ЕСН начисляется за счет того источника, за счет которого произведены выплаты. Выплата денежных сумм в связи с предоставлением льгот осуществляется за счет целевого финансирования из федерального бюджета.

Однако, хотя статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что организациям возмещаются «расходы, связанные с реализацией положений Закона» (а суммы начисленного ЕСН являются расходами, связанными с выплатой гражданам сумм в связи с предоставленными льготами), возмещение организациям сумм начисленного и уплаченного ЕСН законодательно не предусмотрено.

Тем не менее, поскольку позиция налоговых органов однозначна – все выплаты, не относящиеся к компенсациям, являются объектом обложения ЕСН. Организация, не начисляющая на эти суммы ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ, должна быть готова отстаивать свою позицию в суде.

Эта льгота предоставляется: ¨ гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ¨ инвалидам вследствие катастрофы; ¨ участникам ликвидации последствий катастрофы. Доплата производится до момента восстановления трудоспособности или установления инвалидности. Начисление доплаты оформляется бухгалтерской проводкой: Дебет Кредит .

Статьей 182 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) такая доплата отнесена к гарантиям, поэтому не считается компенсационной выплатой. Понятие гарантии и компенсации дано в статье 164 ТК РФ, согласно которой гарантии — средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, а компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работниками затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Отнесение этой доплаты к льготам следует из буквального прочтения первого абзаца статьи 15 Закона №1244-1. Соответственно, сумма доплаты должна включаться в налогооблагаемый доход граждан и с нее должен быть исчислен и удержан НДФЛ. Относительно начисления ЕСН – смотрите выше. : ¨ 21 календарный день (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) лицам, работающим в зоне отселения, до их переселения в другие районы — с 26 апреля 1986 года; ¨ 14 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) лицам, работающим на территории зоны проживания с правом на отселение — с 26 апреля 1986 года; ¨ 7 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда): ü лицам, работающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, — со 2 декабря 1995 года; ü лицам, работающим на территории зоны проживания с правом на отселение, — со 2 декабря 1995 года; ü лицам, работающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы), — до 2 декабря 1995 года; ¨ 14 календарных дней: ü лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; ü инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы; ü участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986-1987 годах; ü гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения (статьи 14, 15, 17 Закона №1244-1).
: ¨ 21 календарный день (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) лицам, работающим в зоне отселения, до их переселения в другие районы — с 26 апреля 1986 года; ¨ 14 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) лицам, работающим на территории зоны проживания с правом на отселение — с 26 апреля 1986 года; ¨ 7 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда): ü лицам, работающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, — со 2 декабря 1995 года; ü лицам, работающим на территории зоны проживания с правом на отселение, — со 2 декабря 1995 года; ü лицам, работающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы), — до 2 декабря 1995 года; ¨ 14 календарных дней: ü лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; ü инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы; ü участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986-1987 годах; ü гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения (статьи 14, 15, 17 Закона №1244-1).

Граждане, занятые на работах в зоне отчуждения, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск, размер которого Законом №1244-1 не установлен.

Начисление оплаты дополнительного отпуска оформляется бухгалтерской проводкой: Дебет Кредит .

В соответствии с НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Так как предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска является льготой, суммы оплаты дополнительного отпуска на наш взгляд являются доходом, подлежащим обложению НДФЛ. Кроме того, в соответствии с Законом №1244-1 гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, гарантируется получение дополнительного оплачиваемого отпуска. Понятие гарантии и компенсации дано в статье 164 ТК РФ.

Таким образом, оплата дополнительного отпуска является гарантией, не может быть отнесена к компенсационной выплате и, соответственно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке (Письмо МНС Российской Федерации от 6 мая 2004 года №04-2-07/4 «О налогообложении доходов физических лиц»). Но налоговые органы придерживаются иной точки зрения. По мнению налоговиков, суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного статьями 14 и 19 Закона №1244-1, предоставляемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, следует отнести к компенсационным выплатам, связанным с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Исходя из изложенного, по мнению МНС, выплаты по дополнительным отпускам, связанные с возмещением вреда, причиненного гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Такая точка зрения изложена в Письме Минфина Российской Федерации от 27 сентября 2004 года №03-05-02-04/23. По мнению Минфина Российской Федерации в соответствии с НК РФ суммы оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого «чернобыльцам» на основании Закона №1244-1, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц как выплаты, производимые в соответствии с действующим законодательством (Письмо Минфина Российской Федерации от 7 августа 2003 года №04-04-06/155).

По мнению Минфина Российской Федерации в соответствии с НК РФ суммы оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого «чернобыльцам» на основании Закона №1244-1, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц как выплаты, производимые в соответствии с действующим законодательством (Письмо Минфина Российской Федерации от 7 августа 2003 года №04-04-06/155). Исходя из вышеизложенного, организациям, не облагающим дополнительные отпуска «чернобыльцам» налогом на доходы, нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде. Суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам.

Статьей 116 ТК РФ предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска, однако предоставление дополнительного отпуска на основании Закона №1244-1 непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях. Следовательно, суммы оплаты дополнительных отпусков не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.

Аналогичного мнения придерживается Минфин Российской Федерации в Письме от 30 сентября 2003 года №04-04-04/109, а также от 23 сентября 2004 года №03-05-02-04/21. Согласно статье 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

Статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией этого Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. В связи с этим считаем, что выплачиваемая организацией работнику сумма денежной компенсации взамен дополнительного отпуска в данном случае не может формировать финансовые результаты деятельности организации, так как подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета. Рассмотрим на примере, как отражаются в бухгалтерском учете данные операции.

Пример 1. Работнику ООО «Феникс» Котову П.К., принимавшему участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в отчетном месяце предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск 28 календарных дней и на основании его письменного заявления выплачивается денежная компенсация взамен 14 дней дополнительного отпуска в размере 3556 рублей. Котов П.К. имеет право на в размере 500 рублей: Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание операции Дебет Кредит 76 86 3 556 Отражена сумма денежной компенсации, выплачиваемой работнику взамен 14 дней дополнительного отпуска, подлежащая возмещению из федерального бюджета 86 70 3556 Отражена задолженность перед работником в сумме денежной компенсации, выплачиваемой ему взамен 14 дней дополнительного отпуска 70 68 397 Удержан НДФЛ с суммы компенсации (3556-500) х 13% 70 50 3 159 Произведена выплата денежной компенсации работнику 55 (51) 76 3 556 При получении из бюджета отражена сумма выплаченной Котову компенсации взамен дополнительного отпуска Окончание примера. Согласно Закону №1244-1 гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 % среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, независимо от непрерывного стажа работы.

Рекомендуем прочесть:  Социальная пенсия в польше 2020

Напомним, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (в том числе и по уходу за больным ребенком) за полный календарный месяц не может превышать 11 700 рублей.

Данная льгота предоставляется: ¨ гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ¨ инвалидам вследствие катастрофы; ¨ участникам ликвидации последствий катастрофы; ¨ гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения; ¨ гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне проживания с правом на отселение; ¨ гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

Средства для финансирования расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности перечисляются из федерального бюджета исполнительным органам ФСС Российской Федерации, которые в дальнейшем отчитываются о целевом использовании этих средств. В организации начисление пособия по временной нетрудоспособности отражается обычной проводкой: Дебет «Расчеты по социальному страхованию» Кредит При расчете суммы пособия рассчитывается средний заработок работника, непрерывный стаж работника не принимается во внимание и пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка.

В организации начисление пособия по временной нетрудоспособности отражается обычной проводкой: Дебет «Расчеты по социальному страхованию» Кредит При расчете суммы пособия рассчитывается средний заработок работника, непрерывный стаж работника не принимается во внимание и пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка. Обратите внимание: суммы, превышающие размер пособий, назначенных по общим основаниям, должны быть выделены в отчетах, представляемых в ФСС Российской Федерации, так как они возмещаются фонду из федерального бюджета.

В соответствии с НК РФ пособия по временной нетрудоспособности подлежат обложению НДФЛ. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 238 НК РФ эти суммы не подлежат обложению ЕСН.

В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона №1244-1 гражданам, указанным в пункте 7 статьи 13 Закона №1244-1, гарантируется выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации. Выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет производится работникам организаций и учреждений различных форм собственности, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Данная льгота предоставляется: ¨ гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне проживания с правом на отселение; ¨ гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; ¨ гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

Размер вознаграждения определяется в зависимости от стажа работы в зоне и степени ее радиоактивного загрязнения.

Порядок выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет утвержден Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1993 года №101

«О Порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятых на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»

.

Дополнительное вознаграждение за выслугу лет выплачивается работнику за время, отработанное в данном году на предприятии, в организации и учреждении, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, включая время оплачиваемых отпусков, периоды временной нетрудоспособности, а также время, в течение которого за работником полностью или частично сохранялась . Право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет возникает у работника, проработавшего на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, более 1 года. Первая выплата вознаграждения производится за фактически отработанное время после возникновения права на это вознаграждение.

Начисление вознаграждение за выслугу лет производится исходя из установленного законодательством Российской Федерации размера минимальной оплаты труда, действующей на 31 декабря расчетного года. Вознаграждение выплачивается один раз в год в течение первого квартала следующего за расчетным годом.

Лицам, проработавшим в течение календарного года в различных зонах радиоактивной загрязненности, размер дополнительного вознаграждения за выслугу лет определяется из расчета этого вознаграждения за фактически отработанное время в каждой из зон.

Размер дополнительного вознаграждения за выслугу лет составляет (в процентах от МРОТ): Зона радиоактивного загрязнения Стаж работы От 1 до 5 лет От 5 до 10 лет Свыше 10 лет Отселения 300 400 500 Проживания с правом на отселение 200 300 400 Проживания с льготным социально-экономическим статусом 100 200 300 Стаж работы, дающий право на дополнительное вознаграждение за выслугу лет, исчисляется, начиная с 26 апреля 1986 года. Стаж исчисляется ежегодно по состоянию на 1 января.

В этот стаж включается время непрерывной работы на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях. Кроме того, в стаж включаются следующие периоды: ¨ время действительной срочной военной службы, если работник до призыва на военную службу работал на предприятии, в организации, учреждении, расположенных на радиоактивно загрязненной территории, и возвратился после увольнения в запас на прежнее место работы в течение трех месяцев (не считая времени переезда); ¨ время обучения на курсах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров с отрывом от работы, если работник до поступления на курсы и после их окончания работал на предприятии, в организации, учреждении, расположенных на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению; ¨ время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Кроме того, в стаж включаются следующие периоды: ¨ время действительной срочной военной службы, если работник до призыва на военную службу работал на предприятии, в организации, учреждении, расположенных на радиоактивно загрязненной территории, и возвратился после увольнения в запас на прежнее место работы в течение трех месяцев (не считая времени переезда); ¨ время обучения на курсах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров с отрывом от работы, если работник до поступления на курсы и после их окончания работал на предприятии, в организации, учреждении, расположенных на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению; ¨ время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Стаж работы, дающий право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, не прерывается, но время перерывов в этот стаж не включается в следующих случаях: ¨ при переводе или командировании работника в установленном порядке на срок свыше трех месяцев за пределы территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению; ¨ при поступлении на работу в течение месяца после прекращения инвалидности или болезни, продолжавшейся свыше четырех месяцев и вызвавшей увольнение, если работник вернулся на предприятие, в организацию, учреждение, расположенные на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

Месячный период в этих случаях исчисляется со дня восстановления трудоспособности или изменения инвалиду трудовой рекомендации по заключению ВТЭК, позволяющей принять (перевести) его на работу; ¨ при поступлении на работу, дающую право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, после увольнения в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, ликвидацией предприятия, организации, учреждения, расположенных на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, если перерыв в работе не превышает трех месяцев, не считая времени переезда к новому месту работы; ¨ при возвращении на работу, дающую право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, по окончании высшего или среднего специального учебного заведения, если перерыв между окончанием учебы либо досрочным отчислением его из учебного заведения и поступлением на работу не превышал трех месяцев; ¨ при возвращении на работу, дающую право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, пенсионеров по старости (впервые после ухода на пенсию), которые до ухода на пенсию были заняты на этих работах. Основным документом для определения непрерывного трудового стажа для начисления дополнительного вознаграждения за выслугу лет является .

Подтверждение непрерывного стажа работы, дающего право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, свидетельскими показаниями не допускается.

Следует отметить, что во всех случаях исчисления среднего заработка, сохраняемого за работником в соответствии с действующим законодательством (за время отпуска, за периоды временной нетрудоспособности, при начислении пенсии и так далее), дополнительное вознаграждение за выслугу лет не учитывается. Начисление дополнительного вознаграждения за выслугу лет оформляется проводкой: Корреспонденция счетов Содержание операции Дебет Кредит Начислено дополнительное вознаграждение за выслугу лет В Письме Минфина Российской Федерации от 24 января 2005 года №03-05-02-04/8 указано, что в соответствии с абзацем 1 статьи 19 Закона №1244-1 дополнительное вознаграждение за выслугу лет, предусмотренное пунктом 5 статьи 18 Закона №1244-1, является одной из мер социальной поддержки и производится только работникам предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Поэтому, по мнению Минфина Российской Федерации, указанная выплата не рассматривается как «возмещение вреда», то есть в качестве компенсации, а, следовательно, подлежит обложению НДФЛ и ЕСН в установленном порядке, являясь одной из форм оплаты труда. Все льготы по налогам и сборам предоставляются только в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктами 7, 17 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года №1738-1 «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются: ¨ инвалиды I и II групп; ¨ граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Пунктом 5 Инструкции МНС Российской Федерации от 21 февраля 2000 года №56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» к числу граждан, подвергшихся воздействию радиации и полностью освобождаемых от уплаты земельного налога, отнесены все категории граждан, имеющих право на льготы и компенсации в соответствии с Законом №1244-1.

Пунктом 5 Инструкции МНС Российской Федерации от 21 февраля 2000 года №56

«По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю»

к числу граждан, подвергшихся воздействию радиации и полностью освобождаемых от уплаты земельного налога, отнесены все категории граждан, имеющих право на льготы и компенсации в соответствии с Законом №1244-1. Данным Законом льготы по этому налогу предоставлены: ü гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Законом №1244-1 установлено предоставление льгот по налогам и сборам без уточнения, по каким именно налогам); ü инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, включая III группу из числа: 1. граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; 2.

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; 3.

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; 4. граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности; ü гражданам, (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; ü военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; ü лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; ü гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; ü младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений; ü гражданам (в том числе временно направленные или командированные), принимавшим в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; ü военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения; ü гражданам, занятым на работах в зоне отчуждения; ü гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемые), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития; ü гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение; ü гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; ü гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы; ü гражданам, занятым на работах в зоне отселения (не проживающим в этой зоне); ü гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы; ü военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящим (проходившим) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Однако, Законом установлено, что в компенсациях и льготах потерпевшему должно быть отказано либо размер их должен быть уменьшен (по решению суда) в случае, если радиационный ущерб причинен и (или) риск его причинения увеличился вследствие умысла потерпевшего.

Основанием для предоставления льгот перечисленным лицам являются удостоверения инвалидов, удостоверения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В статье 4 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что лица, получающие льготы в соответствии с Законом №1244-1 освобождаются от уплаты налога на строения, помещения и сооружения.

Закон №1244-1 предусматривает предоставление льготы по этому налогу.

Кроме того, Инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 ноября 1999 года №54

«По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»

конкретизирован круг лиц, освобожденных от уплаты налога на строения, помещения и сооружения. В соответствии с подпунктом «д» пункта 5 указанной Инструкции от уплаты налога освобождаются следующие категории граждан: граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и получающие льготы в соответствии с Законом №1244-1, в том числе пострадавшие от катастрофы, и участники ликвидации ее последствий, переселившиеся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания независимо от того, являются ли они ее гражданами, в соответствии с международными договорами Российской Федерации: · граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; · инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: o граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; o военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; o граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; o граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности; · граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; · военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1986 — 1987 годах для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; · лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; · граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; · младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений; · рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения; · граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития; · граждане, переселенные (в том числе выехавшие добровольно) из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, сроком на 5 лет со дня эвакуации (переселения); · граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение; · граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы; · граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и последующие годы сроком на 5 лет со дня эвакуации (переселения); · граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение при условии получения ими права выхода на пенсию на льготных основаниях, связанных с проживанием в данной зоне и других зонах радиоактивного загрязнения (за исключением граждан, эвакуированных, в том числе выехавших добровольно, в 1986 году из зоны отчуждения; переселенных, в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития; и переселившихся в добровольном порядке без заключения контрактов и договоров с соответствующей администрацией после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения). При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения не влечет за собой возникновения права на получение льгот; · дети и подростки, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей, а также на последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей.

Лица, имеющие право на льготы, согласно Закону Российской Федерации от 9 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Для получения льгот представляется специальное удостоверение инвалида и удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также специальное удостоверение, выдаваемое органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в котором указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства гражданам выдаются справки установленного образца. Обратите внимание: в случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится по письменному заявлению налогоплательщика, но не более чем за три года.

Законом №1244-1 было предусмотрено освобождение от уплаты налога на транспортные средства следующим категориям граждан: ¨ гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием (Законом №1244-1 установлено предоставление льгот по налогам и сборам без уточнения, по каким именно налогам); ¨ инвалидам вследствие катастрофы (Законом №1244-1 установлено предоставление льгот по налогам и сборам без уточнения, по каким именно налогам); ¨ гражданам, работающим в зоне проживания с правом на отселение; ¨ гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы; ¨ гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения – сроком на пять лет со дня эвакуации (переселения). С 1 января 2003 года налог на транспортные средства отменен в связи с вступлением в действие главы 28 НК РФ «Транспортный налог». Статьей 356 главы 28 НК РФ определено, что льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими и вводящими налог на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Во многих субъектах Российской Федерации приняты соответствующие законы о транспортном налоге, в частности: Закон города Москвы от 23 октября 2002 года №48 «О транспортном налоге»; Закон Томской области от 4 октября 2002 года №77-ОЗ «О транспортном налоге»; Закон Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края»; Закон Тверской области от 6 ноября 2002 года №75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области»; Закон Калининградской области от 16 ноября 2002 года №193 «О транспортном налоге»; Закон Омской области от 18 ноября 2002 года №407-ОЗ «О транспортном налоге»; Закон Тюменской области от 19 ноября 2002 года №93 «О транспортном налоге»; Закон Новосибирской области от 22 ноября 2002 года №69-ОСД «О транспортном налоге»; Закон Ленинградской области от 22 ноября 2002 года №51-ОЗ «О транспортном налоге» и так далее. Следует заметить, что некоторые субъекты Российской Федерации при введении транспортного налога вообще не установили никаких льгот для налогоплательщиков: Закон Ульяновской области от 15 ноября 2002 года №056-ЗО «О транспортном налоге», Закон Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края».

Но большинство субъектов Российской Федерации решили предоставить отдельным категориям налогоплательщиков льготы при уплате транспортного налога. Таким образом, законодательные органы власти по-разному определяют льготные категории налогоплательщиков. В соответствии со статьей 9 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года №48 «О транспортном налоге» льгот для физических лиц, являющихся участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, действующим налоговым законодательством не предусмотрено (Письмо УМНС Российской Федерации по городу Москве от 12 апреля 2004 года №23-10/3/24519).

Но в случае освобождения от уплаты налога каких-либо организаций или физических лиц в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, такие лица не производят исчисление налога с зарегистрированных на них транспортных средств. В соответствии со НК РФ не являются объектом налогообложения транспортным налогом автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.

с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) инвалидами через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.

Приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177

«Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог»

части второй Налогового кодекса Российской Федерации» утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 НК РФ. Согласно пункту 33 указанных Методических рекомендаций физические лица, отнесенные законом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге к льготной категории, представляют в налоговые органы документы, подтверждающие их право на льготу по данному налогу.

Более подробно с вопросами, касающимися ведения трудовой деятельности и налогообложение иностранных физических лиц и льгот и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Порядок ведения трудовой деятельности и налогообложение иностранных физических лиц. Чернобыльская авария: льготы и компенсации».

4. Существует льгота на земельный налог собственнику, проживающему в чернобыльской зоне?

ответ юриста 4.1.

Федеральная — только для указанной категории собственников. НК РФ. Статья 391. Порядок определения налоговой базы 5. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков: 5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

(в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; Вам помог ответ?

Да Нет 5. Имеет ли право гражданин, проживающий в чернобыльской зоне более 30 лет на получение льготных лекарств от сахарного диабета по государственной льготе? Заранее спасибо. ответ юриста 5.1. Имеет ли право гражданин, проживающий в чернобыльской зоне более 30 лет на получение льготных лекарств от сахарного диабета по государственной льготе?

Если вам это положено вы признаны нуждающимся то да а просто так кто вам их даст.

Вам помог ответ? Да Нет 6. Моя мать инвалид 3 группы, проживающая в чернобыльской зоне.

Имеет 58 соток с советских времен для посадки картошки, которые сейчас не используются. Сейчас ей пришел налог в 6 т.р.

с получением льготу на налог в 10 т. р. Может ли она уменьшить уплату налога.

ответ юриста 6.1. К сожалению, льгота уже предоставлена, иных льгот по оплате налога нет. Можете продать участок, или сдать в аренду. Вам помог ответ? Да Нет 7. У меня вопрос.

Имеет ли ребенок льготы на поступление в ДС если он прописан и проживает в чернобыльской зоне, и папа его с 26 апреля 1986 года прописан в этой зоне. ответ юриста 7.1. По поводу льгот Вам нужно обратиться в соцзащиту. Вам помог ответ? Да Нет 8. Имеет ли право лицо, проживающее в чернобыльской зоне на льготы при поступлении в вуз.

ответ юриста 8.1. —см. ФЗ РФ от 29.12.2012 г. «Об образовании» (273-ФЗ). Категория льготников ограничена определенным количеством. Воспользоваться льготами можно только в рамках имеющейся на это квоты.

В эту группу льготников входят абитуриенты: абитуриенты, которые имеют статус дети-инвалиды; абитуриенты, которые имеют статус инвалида первой или второй либо второй группы; категория абитуриентов, если они являются инвалидами вследствие военной травмы либо какого-либо заболевания. При условии того, что травма получена во время прохождения службы военной. Законодательством установлены категории льготников, которым предоставляется первоочередное, преимущественное право при прохождении вступительных экзаменов.

Вам помог ответ? Да Нет ответ юриста 8.2.

Есть ВУЗы, которые устанавливают свои льготы, в том числе и для проживающих в чернобыльской зоне. Просто их нужно найти. Вам помог ответ?

Да Нет 9. Пожалуйста могу ли я воспользоваться чернобыльскими льготами, если я родилась и проживала до 26 лет в Чернобыльской зоне, после чего вышла замуж и была прописана по месту службы мужа в районе где нет льгот. На данный момент собираемся родить ребенка, фактически жить буду у родителей в чернобыльской зоне с экономико-социальным статусом. ответ юриста 9.1. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред.

от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015)

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Статья 1. Цели и задачи Закона Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (см.

текст в предыдущей редакции) Вам помог ответ? Да Нет 10. Я проживаю в чернобыльской 4 зоне.

Мне 51 год, когда я смогу выйти на пенсию по чернобыльским льготам, в этом году в начале марта мне будет 52.

ответ юриста 10.1. Читайте в цьому ( до якої Вина лежит и категорії і визначайте пільги.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+