Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданское право - Ограничение прав на землю земельное право

Ограничение прав на землю земельное право

Ограничение прав на землю земельное право

Некоторые вопросы ограничения прав на землю Текст научной статьи по специальности «Право»

Н.М. Митякина Митякина Надежда Михайловна — кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового и предпринимательского права Белгородский государственный национальный исследовательский университет Некоторые вопросы ограничения прав на землю Статья 56 Земельного кодекса РФ1 посвящена правовому регулированию ограничения прав на землю.

Эти нормы с некоторыми незначительными изменениями действуют с момента вступления в силу Земельного кодекса. В ранее действовавшем законодательстве также предусматривалась возможность ограничения земельных прав, в частности об этом упоминалось в статьях 54, 83, 89, 90, 91 Земельного кодекса РСФСР 1991 года2, в статье 21 Земельного кодекса РСФСР 1970 года3, в статье 24 Земельного кодекса РСФСР 1922 года4, то есть, можно считать, что институт ограничения прав на землю возник одновременно с самими правами, насчитывает не один десяток лет и, что логично, в общем отвечает сути правового режима земли как имущества и как природного объекта. Двойственная сущность земли, необходимость ее сохранения и воспроизводства, публичный интерес в землепользовании — все это предопределяет существование ограничений земельных прав.

Тем не менее, несмотря на значительную историю существования ограничений прав на землю, и в настоящее время есть проблемные и спорные аспекты данного института. Так, в первую очередь прояснения требует само основное понятие рассматриваемого института земельного права — термин «ограничение прав». Законодательные нормы об ограничениях земельных прав сконструированы так, как будто данный термин хорошо изучен, однозначно понимаем и не требует легального определения.

На самом деле в правовой науке нет четкого и однозначного представления о сущности и природе ограничения земельных прав. О.И. Крассов считает, что ограничения прав лиц на земельные участки

«представляют собой форму закрепления в законодательстве пределов осуществления субъективных прав лиц на земельные участки, соблюдение которых препятствует нанесению ущерба объектам, в том числе природным, и сооружениям, в интересах которых установлены ограничения, но не препятствует пользованию земельным участком в соответствии с его основным целевым назначением»

5. Е.А. Галиновская, рассматривая режим охранных или защитных зон с точки зрения земельного законодательства, считает, что этот режим — совокупность норм, составляющих ограничение прав на землю согласно статье 56 ЗК РФ6.

Об этом же говорит Л.А. Тихомирова: «В силу требований ст. 56 Земельного кодекса РФ особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах являются ограничениями прав на землю»7. В.А. Петрушкин, говоря об ограничениях земельных прав, оперирует понятием

«режим ограниченного осуществления субъективных прав»

8, из чего можно констатировать, что автор отождествляет данные ограничения именно с ограничениями правомочий правообладателя.

Что касается конкретизации перечня правомочий правообладателя, которые могут подвергаться ограничениям, то в этом вопросе усматривается четыре научные тенденции. Представители одного взгляда считают, что ограничения в смысле статьи 56 ЗК РФ могут касаться только правомочия пользования. О.И. Крассов указывает, что ограничения прав не касаются правомочия владения, то есть права собственника, пользователя, владельца или арендатора фактически (физически) обладать земельным участком.

Также действующее законодательство не предусматривает ограничений распоряжения земельным участком в связи с установлением ограничений прав на него9. 1 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.

№ 136-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 21.01.2018). 2 Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. № 1103-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР.

1991. № 22, ст. 768. 3 Об утверждении Земельного кодекса РСФСР: закон РСФСР от 1 июля 1970 г.

(вместе с Земельным кодексом РСФСР) // Ведомости ВС РСФСР. 1970. № 28, ст. 581. 4 О введении в действие Земельного Кодекса, принятого на 4 сессии IX созыва: постановление ВЦИК от 30 октября 1922 г.

(вместе с «Земельным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») // СУ РСФСР. 1922. № 68, ст. 901. 5 Крассов О.И. Право частной собственности на землю.

М., 2000. С. 267. 6 Галиновская Е.А. Земельное правоотношение как социально-правовое явление: монография. М., 2015. 7 Тихомирова Л.А. Зоны с особыми условиями использования территорий: особенности правового регулирования // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.2.2018).

8 Петрушкин В.А. Актуальные проблемы правовой модели системы оборота недвижимости: монография / науч.

ред. В.В. Витрянский. М., 2014. 9 Крассов О.И. Право собственности на землю в странах Европы: монография. М., 2014. Вторая точка зрения включает в ограничения правомочия владения и пользования. Так, Г.В. Савен-ко считает, что «по смыслу положений подп. 1 и 2 п. 2 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю направлено в первую очередь на особенности владения и пользования земельными участками, а из этих двух правомочий, если уместно говорить в данном случае о количественной стороне, законодатель чаще делает акцент на втором правомочии»1.

1 и 2 п. 2 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю направлено в первую очередь на особенности владения и пользования земельными участками, а из этих двух правомочий, если уместно говорить в данном случае о количественной стороне, законодатель чаще делает акцент на втором правомочии»1. Третьи ученые утверждают, что ограничения могут касаться всех трех возможных правомочий распоряжения землей. В частности, Е.Л. Минина высказывает точку зрения, что к ограничениям прав на землю относится «все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком, в том числе, например, ограничение оборотоспособности земельных участков, которое регулируется ст.

27 ЗК РФ»2. Наконец, еще по одному мнению, в содержание ограничений включается и пользование, и распоряжение. Представляется, что возможность применения ограничений к владению землей лишена смысла в силу специфики самого правомочия владения, которое представляет собой фактическое и физическое обладание, которое просто объективно не требует ограничений. Поэтому принципиальным, на наш взгляд, является ответ на вопрос о возможности включения в понятие ограничений прав на землю в контексте статьи 56 ЗК РФ ограничений распоряжения.

От решения этой проблемы зависит и ответ на вопрос соотношения терминологически сходных понятий «ограничения прав на землю» и «ограничения оборотоспособности земли», ибо возможность земли быть предметом сделок проистекает как раз из правомочия распоряжения ею. С.А. Боголюбов и В.П. Мозолин пишут, что статья 56 ЗК РФ предусматривает ограничения гражданского оборота земель3, то есть авторы оперируют искомым понятием в связи с ограничением оборота земель.

Предлагая пути совершенствования земельно-правовых норм об ограничениях прав, Р.Г. Аракельян среди прочего считает обоснованным внесение в статью 56 ЗК РФ запрета на совершение сделок купли-продажи, аренды, дарения, ренты в отношении зарезервированного земельного участка, а также на внесение его в уставный капитал юридических лиц4. И это свидетельствует о том, что он включает в содержание рассматриваемого понятия ограничение не только правомочия пользования, но и распоряжения.

Иного мнения придерживается Г.В. Савенко, утверждающий, что оборотоспособность земельных участков представляет собой возможность определять юридическую судьбу земельного участка его собственником в пределах, установленных законом, то есть распоряжаться им5.

А так как распоряжение он не включает в ограничения, то оборотоспособность не следует путать с ограничениями прав. Также призывают отличать понятия «ограничение оборотоспособности земель» и «ограничение прав на землю» А.П. Анисимов, С.В. Дзагоев и Л.Т.

Кокоева6. Еще одним проблемным аспектом природы ограничений прав на землю является вероятность включения в искомое понятие ограничений форм собственности на землю (закрепление исключительной государственной собственности), ограничение возможностей некоторых субъектов (например, иностранцев) на приобретение земель в частную собственность, ограничения предельных размеров земельных участков. Этот аспект, на наш взгляд, напрямую связан с вышеприведенным вопросом об ограничениях правомочия распоряжения. Так как закрепление исключительной государственной собственности на землю с одной стороны ограничивает возможности частных лиц на приобретение данных земель, с другой стороны — ограничивает публичного собственника в его правомочии распоряжения (он не может совершать распорядительные действия, которые влекут переход права собственности).

То же самое и с приобретением земли (в частности, сельскохозяйственной) иностранцами и лицами без гражданства. Запрет на такие действия обоюдный, он касается и собственника. Что касается предельных размеров земельных участков, то их установление также препятствует не только возникновению права собственности, но и распоряжению своим земельным участком непосредственно собственником, то есть все возможные варианты ограничений, связанных с имущественными iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 1 Постатейный научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / А.В. Богданова, О.В. Гутарина, А.Н. Козырин, Д.Л. Комягин, Г.В. Савенко, А.А.

Ялбулганов, С.В. Янкевич; под ред. А.А. Ялбулганова // СПС «КонсультантПлюс».

2 Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 г.

№ 136-Ф3 (постатейный) / С.Н.

Волков, М.И. Васильева, Е.А. Галиновская [и др.]; отв. ред. С.Н. Волков, науч. ред. Ю.Г.

Жариков. М., 2009. 3 20 лет Конституции Российской Федерации: актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства: Четвертый пермский Международный конгресс ученых-юристов (г.

Пермь, 18—19 октября 2013 г.): избранные материалы / А.А.

Ананьева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева [и др.]; отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М., 2014. 4 Аракельян Р.Г. Резервирование и изъятие земельных участков в механизме правового регулирования отношений собственности (гражданско-правовой аспект): дис.

. канд. юрид. наук. Краснодар, 2007.

С. 9, 33. 5 Постатейный научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / А.В. Богданова, О.В. Гутарина, А.Н.

Козырин, Д.Л. Комягин, Г.В. Савенко, А.А. Ялбулганов, С.В. Янкевич; под ред. А.А. Ялбулганова // СПС «КонсультантПлюс».

6 Анисимов А.П., Дзагоев С.В., Кокоева Л.Т. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности: вопросы теории и практики / отв. ред. А.Я. Рыженков. М., 2009. Митякина Н.М. Некоторые вопросы ограничения прав на землю 559 правами на землю, в конце концов сводятся к ограничениям либо пользования, либо распоряжения.
Митякина Н.М. Некоторые вопросы ограничения прав на землю 559 правами на землю, в конце концов сводятся к ограничениям либо пользования, либо распоряжения.

И искать сущность ограничений в контексте статьи 56 ЗК РФ следует именно в этом правовом поле. Говоря конкретно об исключительной государственной собственности на землю, предельных размерах участков, запретах для иностранцев, следует отметить разнополярность научных взглядов. По мнению Г.А. Гаджиева (и с ним соглашается Э.Р.

Вагизова1), например, предусмотренные правила целевого использования земли, а также предельных размеров земельных участков, находящихся в частной собственности, представляют собой не ограничение права частной собственности на землю, а «уточнение его содержания»2. Здесь необходимо заметить, что не следует ставить в один ряд требования целевого использования земель и ограничение размеров земельных участков, ибо первые касаются правомочия пользования, вторые — правомочия распоряжения. И решать вопрос о включении (или невключении) каждого из указанных ограничений в ограничения прав на землю надо отдельно.

В исследовании об имуществе супругов Н.А. Алимова упоминает и статью 56 ЗК РФ3. По смыслу высказывания видно, что автор в ограничения прав на землю включает в том числе и запрет на частную собственность на некоторые категории (виды) земель, то есть, по сути, имеется в виду закрепление исключительной государственной собственности на землю.

Комплексный взгляд на всю систему имущественных прав на землю и их правовой режим приводит к общему выводу, что любое имущественное право (все и каждое) на землю ограничены, правомочия сужены. Абсолютной власти и неограниченных возможностей правообладателя в отношении земли не предусмотрено.

Поэтому ограничения касаются и правомочия пользования и правомочия распоряжения.

Но проистекают они из разных оснований, причин, источников, регулируются разными правовыми нормами, наконец, имеют разный уровень обобщения. Например, ограничения использования земель только целевым назначением земельного участка распространяются на все земельные правоотношения (все имущественные права) и даже имеют статус принципа земельного права.

А ограничения земельных прав в смысле статьи 5б Земельного кодекса РФ касаются отдельных видов правоотношений, некоторых случаев имущественных прав. Несмотря на то, что целевое использование земель ограничивает правообладателя именно в пользовании, оно не относится к ограничениям прав на землю, предусмотренных в статье 56 ЗК РФ.

Что же касается ограничений распоряжения, то они в любом случае не должны включаться в предусмотренные статьей 56 ограничения, ибо и буквальное и контекстное толкование норм рассматриваемой статьи позволяет сделать такое резюме. Так, часть 2 данной статьи говорит об особых условиях использования земельных участков, о режиме хозяйственной деятельности, о застройке или освоении земельного участка, об особых условиях охраны окружающей среды.

Так, часть 2 данной статьи говорит об особых условиях использования земельных участков, о режиме хозяйственной деятельности, о застройке или освоении земельного участка, об особых условиях охраны окружающей среды. Все используемые термины характеризуют конкретно правомочие пользования. Вопрос может вызвать только «охрана окружающей среды».

Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»4 охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность). Исходя из данного, пусть и несовершенного, определения, охрана окружающей среды обладателями имущественных прав — это конкретная деятельность, которая может укладываться в рамки только правомочия пользования, но никак не распоряжения.

Поэтому все упоминаемые в статье 56 ЗК РФ термины касаются правомочия пользования. Но еще раз оговоримся, что не все ограничения пользования (как показывает пример с целевым назначением земли) входят в систему ограничений по статье 56 ЗК РФ. Исходя из всего сказанного, под ограничениями прав на землю, регламентированными статьей 56 ЗК РФ, следует понимать особые условия использования земельных участков (пределы землепользования), не носящие общего универсального характера, устанавливаемые при определенных обстоятельствах в публичных интересах.

1 Вагизова Э.Р. Злоупотребление правом участниками земельных правоотношений. М., 2014. 2 Гаджиев Г.А. Конституционные принципы добросовестности и недопустимости злоупотребления субъективными правами // Государство и право.

2002. № 7. 3 Алимова Н.А. Раздел имущества при разводе супругов: правовые вопросы // СПС «КонсультантПлюс». 4 Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 г.

№ 7-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // СПС «Консультант Плюс».

Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56, 56.1 ЗК РФ

Здравствуйте, Владимир. Это общие нормы, нужно выяснить конкретику, заказать в администрации ГПЗУ на земельный участок (собственника попросите, Вам не дадут), расширенную выписку из Росреестра о содержании правоустанавливающих документов, кадастровый план земельного участка.

После изучения всех документов можно принимать решения покупать или нет или требовать скидку и покупать. Если на участке уже есть жилой дом и строения, зарегистрированные в установленном порядке, то Вы сможете продолжить их эксплуатацию, а вот возведение новых объектов или реконструкция старых может быть невозможна в зависимости от конкретных установленных ограничений в использовании. Если участок зарезервирован для гос или муниципальных нужд, то есть вариант, что у Вас его выкупят в связи с изъятием, когда это потребуется государству.

Земельный кодекс Статья 56. Ограничение прав на землю 1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

4. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

5. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. 6. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

7. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд 1. Предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

С уважением! Г.А. Кураев

Комментарий к Статье 56 ЗК РФ

Правила комментируемой статьи являются частью обширной совокупности норм (межотраслевого института) ограничения прав на землю, которые рассредоточены в ЗК, в различных федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, СанПиНах, СНиПах, ГОСТах, положениях, инструкциях, общее количество которых по состоянию на 2014 г. составляет не менее сорока. Статья 56 ЗК взаимосвязана с положениями и , , , , , , , , абз.

5 п. 8 ст. 28 Закона N 178-ФЗ, Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд , с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

, Законом N 7-ФЗ, с положениями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» , Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» . К указанной совокупности норм ограничения прав на землю следует отнести и нормативные документы советского законодательства. Среди них, например, Инструкция по организации зон охраны памятников истории и культуры СССР .

——————————— Утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561

«О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд»

// СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3646. Документ применяется с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1008 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561» // СЗ РФ. 2012. N 41. Ст.

5630. СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

СЗ РФ. 2002 N 26. Ст. 2519. Российская газета. 2008. 9 февраля. N 4585. Утверждена Приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 N 33. Согласована с Госстроем письмом от 27.12.1985 N ИП-6272.

Документ опубликован не был. Применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ. Исходной точкой в вопросе установления ограничения прав на землю являются положения Конституции РФ. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Таким образом, допустив возможность установления оснований резервирования земельного участка законом субъекта РФ, федеральный законодатель допустил нарушение ч. 2 ст. 36 Конституции РФ. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.

3 ст. 55 Конституции РФ). В соответствии с п. 1 комментируемой статьи права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. По смыслу положений подп. 1 и 2 п. 2 ст. 56 ЗК ограничение прав на землю направлено в первую очередь на особенности владения и пользования земельными участками, а из этих двух правомочий, если уместно говорить в данном случае о количественной стороне, законодатель чаще делает акцент на втором правомочии.
2 ст. 56 ЗК ограничение прав на землю направлено в первую очередь на особенности владения и пользования земельными участками, а из этих двух правомочий, если уместно говорить в данном случае о количественной стороне, законодатель чаще делает акцент на втором правомочии.

Ограничение прав на землю не следует смешивать с ограничением оборотоспособности. Прежде всего оборотоспособность земельных участков представляет собой возможность определять юридическую судьбу земельного участка его собственником в пределах, установленных законом, то есть распоряжаться им . Ограничения оборота с цивилистической точки зрения представлены по меньшей мере тремя группами.

Во-первых, — запретом на совершение определенных юридических действий в отношении вещи. Во-вторых, — ограничениями на совершение определенных действий с вещью.

В-третьих, принадлежностью определенной вещи только указанным в законе субъектам правоотношений. ——————————— Раздел I «Споры о праве собственности на землю» Обзора практики рассмотрения судами Челябинской области дел, связанных с применением законодательства о земле за 2010 — 2011 гг.

(утв. Постановлением президиума Челябинского областного суда от 23.11.2011) // (дата обращения: 04.01.2014).

Анализ содержания СанПиНов, СНиПов, ГОСТов, положений, инструкций позволяет утверждать, что ограничение пользования чаще выражается в запрете размещения определенных объектов и запрете осуществления определенных видов деятельности или же в осуществлении отдельных видов деятельности только с письменного разрешения федеральных органов, организаций — собственников линейных и точечных (газорегуляторные пункты, выходы трубопроводов на поверхность и др.) объектов. Содержание особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности может устанавливаться также законодательством субъектов РФ.

Так, например, в соответствии с Примерным перечнем видов обременений земельных участков и ограничений их использования в городе Москве, такое ограничение, как ограничение ведения хозяйственной деятельности и запрет строительства, реконструкции, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение, восстановление историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия с оформлением в установленном порядке охранного обязательства на объекты культурного наследия, устанавливается для земельных участков и территорий охранных зон, в границах которых расположены объекты культурного наследия (п.

5). Запрет проведения земляных работ без получения соответствующего разрешения» устанавливается для земельных участков или их частей в границах: — технических (охранных) зон подземных сооружений, в том числе строящихся и проектируемых линий метрополитена, строящихся и проектируемых подземных инженерных сооружений и коммуникаций; — технических (охранных) зон надземных сооружений, расположенных вне границ земельных участков наземных частей подземных сооружений (п. 6) . ——————————— Приложение N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП

«Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве»

// .

Пункт 2 комментируемой статьи перечисляет группы ограничений прав на землю.

Ограничения, которые приводятся в подп.

1 и 2 п. 2 ст. 56 ЗК, касающиеся использования земельных участков, хозяйственной деятельности и особых условий охраны окружающей среды (природопользования), реализуется путем установления зон с особым режимом использования территорий (ЗОРИТ).

Необходимо различать ограничения хозяйственной деятельности, установленные на территории режимного объекта, и ограничения хозяйственной деятельности, установленные по причине наличия режимообразующего объекта. Режимный объект — объект, на территории которого установлен особый режим землепользования (природопользования). К режимным объектам относятся: особо охраняемые природные территории, объекты исторического и культурного наследия, особо ценные земли сельскохозяйственного назначения, земли, подлежащие консервации, резервные территории.

Режимообразующий объект — объект, вокруг (вдоль) которого установлен особый режим землепользования (природопользования).

К режимообразующим объектам относятся: промышленные предприятия и объекты, коммунально-складские объекты (склады, свалки, скотомогильники, поля ассенизации и т.д.), транспортные коммуникации и сооружения (железно- и автодороги, аэродромы и т.д.), линии связи и радиотехнические объекты, водопроводные сети и сооружения, электрические сети и сооружения, магистральные трубопроводы, распределительные газовые сети и сооружения на них, населенные пункты .

К числу режимообразующих объектов следует отнести также специализированные НИИ, например, защиты животных, вокруг которых устанавливается специальная охранная зона.

——————————— Пименов В.В., Иванов Н.И., Свирежев К.А., Сивцов И.А. Землеустроительное проектирование. Установление и размещение зон особого режима использования территорий: Учебно-методическое пособие.

2-е изд., перераб. и доп. М.: ГУЗ, 2012. С. 8 — 9. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает установление ограничения прав на землю актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда.

Установление ограничения прав на основании указанных актов или решения суда должно сопровождаться определением местоположения границ (в непрофессиональной среде, а также в значительной части решений судов — установлением границ), причем не всегда на местности. Говоря иначе, ограничение прав без определения границ действия таких ограничений юридически существовать не может или, по крайней мере, не должно существовать. В соответствии с п. 9 ч. 2 ст.

7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости. В судебных спорах, в основном с органами местного самоуправления, вопрос о границах действия ограничения является ключевым. За внесением в ГКН сведений о границах действия ограничения следует в связке и государственная регистрация в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 6 ст. 56 ЗК ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Ограничения (обременения) — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других) (ст. 1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество).

Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает, что ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Бессрочно ограничения устанавливаются и в границах режимных объектов, и в границах режимообразующих объектов и действуют до тех пор, пока не перестанет существовать либо сам объект (например, линейный объект) или пока не изменится правовой статус всего объекта или его части (например, прекращение существования охранной зоны или изменение ее границ).

Предусмотренное пунктом 5 комментируемой статьи сохранение ограничения прав на землю при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу подчеркивает, во-первых, публично-правовую природу такого ограничения и, во-вторых, его деперсонализацию, независимость от статуса лица-правообладателя земельного участка. Пункт 7 комментируемой статьи предусматривает обжалование в судебном порядке ограничения прав на землю лицом, чьи права ограничены. Собственник земельного участка, землепользователь или землевладелец в данном случае может использовать, во-первых, такой способ защиты нарушенного права, как обращение в суд с заявлением о признании недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой введение ограничения прав на землю, если оно введено после возникновения прав на землю.

Во-вторых, эта же задача может решаться лицом, чьи права ограничены, путем обжалования акта отказа компетентного органа изменить вид разрешенного использования земельного участка, предоставить или даже обеспечить выбор земельного участка в соответствии со ст.

31 ЗК. Граждане обращаются в суд в порядке, который предусмотрен главой 25 ГПК РФ, а юридические лица — в соответствии с .

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Такое же, по сути, правило установлено и .

Понятие и общая характеристика ограничений прав на землю и земельные участки

Ограничение осуществления предусмотренных российским законодательством прав на землю вызвано необходимостью обеспечения публичных и частых интересов при использовании земель и земельных участков.

Конституция РФ в ст. 9 определяет значение земли и других природных ресурсов как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Данное положение Конституции РФ является базой не только специального правового регулирования условий и порядка пользования землей и введения ограничения оборотоспособности земельных участков, но и возможности установления дополнительных ограничений прав на землю в установленных законом случаях. Статья 43 ЗК РФ определяет, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, другими федеральными законами. Ограничения прав на землю могут устанавливаться только в целях, предусмотренных п.

3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ, в соответствии с которыми права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В широком (гражданско-правовом) смысле к ограничениям прав па землю можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком. Под ограничением прав можно также понимать установление правового режима земель и земельных участков путем деления земель на категории с определенным целевым назначением и зонирования территорий с установлением разрешенного использования земельных участков и, соответственно, возложением обязанности на правообладателей земельных участков использовать их по целевому назначению и в соответствии с разрешенным использованием (п.

2 ст. 7 ЗК РФ), что также является способом ограничения прав на земельные участки. Однако в земельном праве деление земель на категории и зонирование территорий рассматриваются как один из основных методов правового регулирования земельных отношений, направленный на обеспечение рационального использования и охраны земель в Российской Федерации. Поэтому под ограничениями прав на землю и земельные участки в земельном праве понимается установление законом или договором дополнительных ограничений осуществления прав на земельные участки по отношению к основному правовому режиму земельного участка, определяемому категорией земель и разрешенным использованием земельного участка.

Содержание ограничений прав на землю в земельном законодательстве не раскрывается, однако в доктрине земельного права под «ограничениями прав на землю» понимаются «запреты на осуществление определенных видов деятельности и требования о воздержании от совершения определенных действий, связанных с использованием земли, иных природных объектов, которые предусмотрены законодательством, в зависимости от местоположения земельных участков, и которые не применяются в отношении других земельных участков, имеющих аналогичное целевое назначение». Ограничения прав на землю могут устанавливаться актами исполнительных органов государственной власти и актами органов местного самоуправления или решением суда, ограничение (обременение) прав на земельный участок в пользу частных лиц могут устанавливаться на основании соглашения (договора) или решения суда. В зависимости от вида и цели установления ограничения прав на землю могут устанавливаться бессрочно или на определенный срок.

Ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Законом о регистрации прав на недвижимое имущество. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 4 указанного Закона ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Ограничения прав на землю и земельные участки могут быть не связаны с существующими границами (категорий земель, административно-территориальными и др.), в том числе границами земельных участков, их действие может распространяться на часть земельного участка или на несколько земельных участков или их частей. При этом если ограничение прав устанавливается на часть земельного участка, границы этой части обязательно должны быть определены и учтены в сведениях государственного кадастра недвижимости в соответствии с подп. 10 п. 2 ст. 7 Закона о кадастре недвижимости.

При переходе права собственности на земельный участок к другому лицу ограничения прав на землю сохраняются. При образовании новых земельных участков из земельных участков, в отношении которых установлены ограничения прав, данные ограничения сохраняются и в отношении образуемых земельных участков и измененных земельных участков в прежних границах, за исключением обременений (ограничений) прав, возникших на основании договоров, к которым применяются правила о заключении и об изменении договоров (п. 6 ст. 11.8 ЗК РФ). В случаях если ограничение прав на земельные участки влечет причинение убытков правообладателям данных участков, то вызванные ограничением прав убытки подлежат возмещению в полном объеме, в том числе и упущенная выгода, в соответствии со ст.

57 ЗК РФ. Лица, чьи права ограничены, могут обжаловать установленные ограничения прав на землю в судебном порядке.

  1. Крассов О. И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2009. С. 214.

Заключение

В итоге следует сделать несколько выводов:

  • Права владельцев надела могут быть частично или полностью ограниченны. Ограничение прав собственности также должно иметь законные основания.
  • Для совершения такого действия требуются законные основания.
  • Утрата прав на земельный участок может иметь серьезные последствия для гражданина.
  • Процедура прекращения прав осуществляется в порядке, определенном Земельным кодексом и с соблюдением прав и интересов граждан.
  • Прекращение законных прав на территорию может произойти в ряде случаев, добровольно или принудительно.

Информация об изменениях:

от 21 июля 2011 г.

N 257-ФЗ пункт 6 статьи 56 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона 6.

Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

7. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. < статья 55> Статья 56.1. >> Содержание

Регистрация

Она допускается только при наличии в ЕГРП записи об имущественном праве на конкретный недвижимый объект. Но до разграничения госсобственности на землю регистрация распоряжения землей, включенной в ее состав, не требуется.

При проведении процедуры в записях ЕГРП указывается следующая информация:

  • Содержание обременения/ограничения права.
  • Сведения о лицах, чьи права ограничиваются.
  • Документ, в соответствии с которым вводятся особые условия, срок его действия.
  • Срок действия особых условий.

Если регистрация осуществляется не по заявлению собственника, владельца, пользователя, то эти субъекты уведомляются о проведении данной процедуры.

Извещение должно быть направлено не позднее пяти дней с даты внесения соответствующих записей в ЕГРП.

Ограничение прав на земельный участок

Добрый день, Александр!

Ограничение связано с резервированием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.Статья 56.1.

ЗК РФ1. Предусмотренные и настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.2.

Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.Статья 70.1. ЗК РФ1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.(в ред.

Федеральных законов от 30.11.2011 , от 31.12.2014 )(см.

текст в предыдущей редакции)2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ

«Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.(в ред.

Федеральных законов от 20.03.2011 , от 30.11.2011 )(см. текст в предыдущей редакции)КонсультантПлюс: примечание.О применении пункта 3 статьи 70.1 см.

Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ.3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ

«Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

, на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.(в ред.

Федеральных законов от 30.11.2011 , от 23.07.2013 , от 31.12.2014 )(см.

текст в предыдущей редакции)4. резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. Статья 49 ЗК РФИзъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:1) выполнением международных договоров Российской Федерации;2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;объекты использования атомной энергии;объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;объекты, обеспечивающие космическую деятельность;линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.То есть земельный участок зарезервирован для государственных и муниципальных нужд и при наличии оснований, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, может быть изъят в установленном порядке (в исключительных случаях, конечно).

Я бы Вам не рекомендовал приобретать такой участок.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет

Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц. сетях

© 2000-2020 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+