Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Подтверждается ли задолженность по жкх в судебном порядке

Подтверждается ли задолженность по жкх в судебном порядке

Подтверждается ли задолженность по жкх в судебном порядке

Что такое судебный приказ?

В соответствии со ст. 121 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебный приказ – судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений. Выносятся судебные приказы мировыми судьями судебных участков по месту проживания должника.

Что происходит после того, как исполнитель коммунальных услуг обращается с заявлением о выдаче судебного приказа к соответствующему мировому судье? В соответствии со ст. 126 ГПК РФ, судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд. Судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений.

В соответствии со ст. 128 ГПК, судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения.

В соответствии со ст. 129 ГПК, судья отменяет судебный приказ, если от должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения.

Далее, согласно ст. 130 ГПК, если в установленный срок от должника не поступят в суд возражения, судья выдает взыскателю второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению. Таким образом, у исполнителя коммунальных услуг появляется на руках вступивший в законную силу судебный приказ — исполнительный документ, по которому осуществляется принудительное взыскание задолженности. Как правило, судебные приказы по взысканию задолженности по ЖКУ передаются взыскателями в подразделение службы судебных приставов по месту нахождения должника.

Итак, рассмотрим пошагово, что делать должнику в различных вариантах сложившейся ситуации.

Новое в блогах

Эту статью могут комментировать только участники сообщества. Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

написал 16 января 2018, 03:46 8 оценок, 14301 просмотр АРГУМЕНТАЦИЯ для обоснования правовой позиции Ответчика по искам управляющих организаций и ТСЖ о взыскании задолженности по жилищным и (или) коммунальным платежам Использованы внаглую некоторые идеи, высказанные комментаторами Когда тема обсуждается с заинтересованно, появляется много полезного комментариях, у меня возникает своего рода обязанность — придать теме более или менее завершенный вид. Так вот представляемая АРГУМЕНТАЦИЯ — это как раз такой продукт 1. Первичные учетные документы. Общие понятия Согласно п.

2 Постановления Пленума ВС РФ № 22 от 27.06.2017 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения …» отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями ЖК РФ, ГК РФ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами. Коммерческие и некоммерческие организации обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с едиными требованиями к правовому механизму регулирования бухгалтерского учета — в соответствии со ст.1-2 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (402-ФЗ). Согласно п.8 ст. 3 названного закона фактом хозяйственной жизни предписано считать

«сделку, событие, операцию, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств»

.

В свою очередь, в соответствии с ч.1 ст.

9 закона все факты хозяйственной жизни организации должны оформляться первичными учетными документами.

На движение денежных средств оказывают влияние события, связанные с начислением платы за оказанные услуги, а также с поступлением денежных средств. Это означает, что в соответствии с требованиями закона у организации должны быть первичные учетные документы по начислению платы.

2. Реквизиты первичных учетных документов Каждый первичный документ должен обладать реквизитами, указанными в ч.2 ст.

9 ФЗ — конкретно: 1) наименование документа; 2) дата составления документа; 3) наименование экономического субъекта, составившего документ; 4) содержание факта хозяйственной жизни; 5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; 6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события; 7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Согласно п.8 ГОСТ 7.0.8 – 2013 «Система стандартов… Термины и определения» официальным документом признается

«документ, созданный организацией, должностным лицом или гражданином, оформленный в установленном порядке»

. Это означает, что первичный учетный документ является официальным документом, в котором надлежит обеспечить 7 реквизитов, включая наименование документа, указания даты, четкого количественного измерения факта хозяйственной жизни и подписи должностного лица. Конституционный Суд РФ в своих Определениях 1671-О-О, 2224-О еще раз обратил внимание на то, что «термин «официальный документ», наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этого законодательного термина в правоприменительной практике»; «правильное оформление и удостоверение официального документа является его формальным признаком, обязательным условием признается наличие содержательного признака, который заключается в том, что официальный документ должен определенным образом воздействовать на правовые отношения.

Он может создавать определенные права и/или накладывать конкретные обязанности». 3. Правовые последствия отсутствия первичных учетных документов В свою очередь, отсутствие надлежаще оформленных внутренних документов организации, которыми урегулированы вопросы начисления платы, лишает организацию права на выставление каких-либо материальных притязаний на оплату чего-либо. В равной мере объяснения рукводителя или главного бухгалтера организации не могут заместить отсутствие первичных учетных длокументов, к числу которых относятся

  • 6. Первичный учетный документ в виде Распоряжения (или Приказ) о порядке приемки исполнения
  • 3. Первичный учетный документ в виде Распоряжения (или Приказа), которым утвержден РАЗМЕР стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества на очередной год (на основании рещения собрания);
  • 9. Приказ №1 об Учетной политике организации
  • 8. Первичный учетный докмент в виде Должностной инструкции главного бухгалтера (в особенности важно, какие первичные документы указаны в качестве оснований для начислений);
  • 5. Первичный учетный документ в виде Распоряжения (или Приказ) о порядке и сроках расщепления и перечисления платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям;
  • 2. Первичный учетный документ в виде Распоряжения (или Приказа, которым утвержден расчет для каждой квартиры ДОЛИ в стоимости затрат на содержание и ремонт общего имущества(а основании решения общего собрания );
  • 4. Первичный учетный документ в виде Распоряжения (или Приказа), которым предписано принимать расчет ТАРИФЫ на коммунальные услуги (на основании официального документа об утверждении тарифов)
  • 10. Оборотные ведомости за исковой период.
  • 1. Первичный учетный документ для открытия лицевого счета на имя ……. в виде подписанного организацией с собственником помещения Договора управления (при наличии существенных услоий Договора, принятых общих собраним);
  • 7. Первичные учетные документы в виде Актов приемки исполнения;

4.

Недопустимость подмены первичных учетных документов платежными документами или выписками (карточками) из лицевых счетов Наличие платежных документов не может восприниматься доказательством соответствия процедуры начисления платы в требованиям закона. Выписка из лицевого счета также не относится к первичным учетным документам.

Выписка из лицевого счета также не относится к первичным учетным документам. Выписка не содержит количественных, стоимостных и временных показателей оказанных услуг, по которым можно было бы проверить начисленные суммы, а также правильность перерасчетов.

Именно такая аргументация приводится в судебной практике, например в Определении Московского областного суда от 12.04.2011 по делу N 33-8244. Выписка из лицевого счета вопреки требованиям ст. ст. 157, 158 ЖК РФ не содержит сведений о тарифах начислении, количестве предоставляемых услуг, льготах, перерасчетах и тому подобное, то есть не содержат необходимых подробных сведений, которые позволили бы проверить начисленные суммы.

Этот довод приведен, в частности, в Апелляционном определении Московского городского суда от 14.07.2015 по делу N 33-24678/15 Нет никаких правовых оснований для приравнивания Выписки из лицевого счета расчету задолженности по оплате по содержанию жилья и коммунальных услуг.

Этот довод приведен в Апелляционном Определение Свердловского областного суда от 09.04.2014 по делу N 33-4587/2014. 5. Технология выявления задолженности Согласно ч.1 ст, 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (402-ФЗ) экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 5 этого закона активы и обязательства являются объектами бухгалтерского учета, а в статье 11 закреплено требование о том, что активы и обязательства подлежат инвентаризации.

Поскольку дебиторская задолженность выявляется в ходе инвентаризации активов, а кредиторская — пассивов, это означает соблюдения процедуры инвентаризации задолженностей является императивным требованием Федерального закона. 6. Списание безнадежной задолженности Задачу инвентаризационной комиссии можно сформулировать как проверку наличия документов, подтверждающих действительную величину каждой задолженности. Если первичные документы отсутствуют, такую задолженность необходимо признать неподтвержденной, и, следовательно, в отношении ее можно говорить о том, что такой актив (или, иными словами, дебиторская задолженность) в учете существовать не может и должен быть списан в установленном порядке.

Первичными учетными документами в соответствии с ч.1 ст. 9 закона должны оформляться все факты хозяйственной жизни организации. Списание задолженности с истекшим сроком исковой давности или не подтвержденной документально, должны быть отражены той датой, по состоянию на которую проводится инвентаризация, то есть 31 декабря отчетного года (п.

4 ст. 11 Закона № 402-ФЗ). 7. Действующий отраслевой порядок инвентаризации задолженности Приказом Госстроя России от 21 апреля 2003 г. N 142 утвержден

«Порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса»

, которым также предусмотрено ежегодно проводить инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса.

Отраслевая особенность оформления результатов инвентаризации в отношении граждан-должников сводится к обязательному составлению трех документов: — Акт инвентаризации расчетов с дебиторами по всем видам платежей — по форме в Разделе №1 приложения №1 (17 граф, 32 строки) — Справка к Акту инвентаризации расчетов за жилищно-коммунальные услуги с гражданами — по форме в приложении №2 (13 граф, 7 строк) — Акт сверки расчетов с дебиторами — по форме в приложении №3 Особенное значение Акт сверки. Для его составления надлежит известить каждого должника о необходимости принять участие в составлении такого Акта, При уклонении должника от принятия участия в оформлении Акта сверки доказательством может быть почтовые квитанции об отправлении юридически значимого сообщения в соответствии со ст.

165.1 ГК РФ. На основании изложенного можно считать установленным 1)Право предъявления каких-либо материальных притязаний, связанных с показателями, зависящими от бухгалтерского учета и отчетности, подтверждается документами о надлежащем осуществлении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

2) Положения Федерального закона относительно выявления задолженности, ее оценки, сроков оформления и порядка проведения инвентаризации являются обязательными для исполнения всеми организациям, осуществляюшими деятельность по предоставлению коммунальных услуг и оказанию жилищных услуг.

Порядок проведения инвентаризации определяется Приказом по Учетной политике организации. 3)Подзаконнными нормативно-правовыми актами наличие задолженности доказывается совокупностью из трех первичных учетных документов: — Акта инвентаризации расчетов с дебиторами по всем видам платежей за каждый год — — Справка к Акту инвентаризации расчетов за жилищно-коммунальные услуги с гражданами за каждый отчетный год по состоянию на 31 декабря; — Акт сверки расчетов с дебиторами за каждый год; 4)Доказательством уважительности отсутствия Актов сверки расчетов с конкретным дебитором могут быть почтовые квитанции о направлении в адрес предполагаемого должника извещений относительно оформления таких актов; 5) Согласно ст.

60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами; следовательно, выписка из лицевого счета, а тем более письма на тему о задолженности заменить Акт инвентаризации, Справку к Акту инвентаризации и Акт сверки 0 14 8 Введите ваш комментаpий осталось 1185 символов пользователи оставили , вы можете свернуть их

Обзор документа

Даны разъяснения по рассмотрению судами споров по оплате услуг ЖКХ и жилья гражданами-собственниками и нанимателями (по соцнайму) в многоквартирных домах. Затронуты общие вопросы нормативного регулирования, некоторые процессуальные моменты.

Разобрана структура платы за жилье и коммунальные услуги, правила ее определения, внесения, перерасчета (в т. ч. в период временного отсутствия проживающих). Отмечено, что плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме вносится независимо от факта пользования таковым (например, лифтом).

Отсутствие письменного договора у собственника с управляющей организацией также не освобождает от внесения данной платы.

По ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы. Подчеркивается, что снижение платы возможно вплоть до полного освобождения от нее. Кроме того, в таких случаях граждане могут предъявлять требования по Закону о защите прав потребителя.

Кроме того, в таких случаях граждане могут предъявлять требования по Закону о защите прав потребителя. Факт неоказания или ненадлежащего оказания услуг можно подтвердить не только актом, составленным исполнителем.

Могут быть приняты во внимание любые допустимые ГПК РФ доказательства (в т.

ч. показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, заключения эксперта). Поясняется, что платить за жилье и услуги ЖКХ нужно, даже если не соблюдена письменная форма договора соцнайма. Причем члены семьи нанимателя несут солидарную с нанимателем ответственность при неоплате.

Лицо, принявшее жилье от застройщика, платит за содержание такого помещения и услуги с момента его передачи ему по акту (иному подобному документу). Выделены некоторые нюансы, связанные с оформлением и выставлением квитанций на оплату. Подчеркивается, что потребителя не могут обязать получать квитанцию на оплату только в бумажном или только в электронном виде.

Рассмотрены вопросы предоставления мер соцподдержки в этой сфере. Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Рекомендуем прочесть:  Когда приходят налоги на имущество

Каков размер госпошлины при обращении в суд?

При подаче исковых заявлений к управляющим компаниями госпошлину платить не следует, если сумма исковых требования меньше 1 млн руб., поскольку на отношения между собственниками жилых помещений в МКД и управляющей компанией распространяется Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «» (). А в силу п. 3 ст. 17 Закона РФ от 7 февраля 1992 г.

№ 2300-1 «» (далее – Закон о защите прав потребителей), , истцы-граждане по искам, связанным с нарушением их прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины, если сумма иска не превышает 1 млн руб. При более высокой цене иска уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

Если оспаривается решение собрания, то размер госпошлины составит 300 руб. (). При этом Минфин России разъяснил, что при подаче в суд общей юрисдикции одного искового заявления тремя физлицами должна быть уплачена госпошлина в размере 300 руб. При этом каждое физлицо в таком случае уплатит по 100 руб.

(). Таким образом, чтобы определить сумму пошлины, необходимую уплатить каждым соистцом, следует общую сумму пошлины согласно в 300 руб. разделить на количество соистцов:

  1. по 75 руб. каждый, если четверо;
  2. и так далее.
  3. по 150 руб. каждый, если двое;
  4. по 100 руб. каждый, если трое;

Могут ли выселить из квартиры за долги по ЖКХ?

ВниманиеВыселить из квартиры за долги по ЖКХ могут.

Однако на практике такие случаи встречаются редко и являются исключениями. Выселение грозит гражданам, проживающим в муниципальных квартирах, допустивших просрочку в период 6 мес.

Из «своих» квартир лиц выселяют крайне редко, в случаях, когда остальные меры оказались неэффективными.

Взыскание задолженности за услуги ЖКХ сегодня и завтра

23 августа 2013

Задолженность россиян за услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) имеет серьезные масштабы. Так, по данным Минрегиона России, долг предприятий ЖКХ только за потребленные энергоресурсы по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 136,5 млрд руб., а рост задолженности за минувший год составил 28%.По данным коллекторского агентства «Национальная служба взыскания», по итогам первого полугодия 2013 года общий объем задолженности за ресурсы и услуги ЖКХ в России оценивается в 736 млрд руб.

При этом задолженность населения (без учета долга управляющих компаний перед поставщиками) составляет порядка 146 млрд руб.Новый порядок расчета платежа за потребленные услуги ЖКХ, в соответствии с которым услуги, потребляемые в процессе использования общедомового имущества, оплачиваются отдельно от услуг, предоставляемых в квартире (постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «»), также не смог существенным образом повлиять на рост задолженности по оплате коммунальных услуг.В связи с этим управляющие компании вынуждены воздействовать на недобросовестных жильцов, используя при этом различные методы.Какие возможности по взысканию задолженности существуют у управляющих организаций?В борьбе с должниками управляющие компании и товарищества собственников жилья прибегают к разнообразным способам, среди которых следующие.1. Размещение списка должников на доске объявлений.

Такая мера призвана оказать психологическое влияние на неплательщиков, но не всегда оказывается действенной.

Иногда списки задолжавших за коммунальные услуги граждан публикуются также в местных СМИ. Судебной практике уже известны случаи ошибочного включения фамилий добросовестных плательщиков в эти списки, что послужило основанием для публикации опровержения и возмещения морального вреда (см., например, решение Назаровского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2012 г. по делу № 2-43/12).2. Начисление неустойки.

В соответствии с (далее — ЖК РФ), жильцы, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие предоставленные коммунальные услуги, должны уплатить пеню в размере 1/300 Банка России за каждый день просрочки. При этом установление большего размера этой пени в договоре между снабжающей и управляющей организациями не допускается ( Президиума ВАС РФ от 24 июля 2012 г.

№ 3993/12, постановление ФФАС ЦО от 24 апреля 2013 г. № Ф10-895/13 по делу № А36-5292/2012).Нетрудно посчитать, что при действующей ставке рефинансирования в размере 8,25% в год гражданин, имеющий долг по услугам ЖКХ в размере 10 тыс. руб., ежемесячно будет выплачивать всего 22,6 руб.

пени.3. Ограничение или приостановление оказания коммунальных услуг. Нередко управляющие организации прибегают к такой мере воздействия на должников, как отключение услуг ЖКХ (поквартирное либо всего дома). Должников часто лишают электричества, водоснабжения и даже устанавливают в соответствующем месте стояка заглушку на канализацию.Вопрос о законности таких действий неоднократно попадал в поле зрения законодателя и судебных органов.Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.
Должников часто лишают электричества, водоснабжения и даже устанавливают в соответствующем месте стояка заглушку на канализацию.Вопрос о законности таких действий неоднократно попадал в поле зрения законодателя и судебных органов.Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Правительства РФ от 6 мая 2011 г.

№ 354) допускают возможность приостановления или отключения коммунальной услуги в отношении квартиры или дома конкретного должника. Размер задолженности при этом должен превышать сумму трехмесячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления (независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего прибора учета). Потребителю обязательно должно быть направлено письменное предупреждение о возможности ограничения или прекращения оказания той или иной услуги, а возобновление ее предоставления осуществляется в течение двух дней с момента полного погашения задолженности.В то же время установлено, что такие действия не должны приводить к нарушению прав и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих свои обязательства ( предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.

постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).Возможность отключения должника от благ цивилизации в конечном счете упирается в технические особенности инфраструктуры того или иного дома — к примеру, в новых домах лишить водоснабжения только одну квартиру, как правило, проще, чем в многоэтажках советской застройки. Отключить от предоставления той или иной услуги можно и частный дом (апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 6 августа 2012 г.

по делу № 33-7239/2012).Из правила о допустимости отключения должников-граждан от предоставления коммунальных услуг есть и исключение — так, теплосетевая организация не вправе прибегнуть к такой мере, даже если у гражданина-потребителя или управляющей многоквартирным домом компании существует задолженность ( организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв.

постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808).Если же жильцы своевременно оплачивают все квитанции, но задолженность была образована по вине управляющей организации, в этом случае последняя обязана по соглашению с энерго- или газоснабжающей организацией обеспечить жильцам подачу топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах ( прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв.

постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1). Законность этого правила в 2012 году была оспорена газоснабжающей организацией ООО «Газпром Межрегионгаз Владимир» как ограничивающая свободу экономической деятельности, однако ВАС РФ не нашел оснований для признания этой нормы недействующей ( ВАС РФ от 17 сентября 2012 г. № ВАС-9586/12). При этом суд указал, что инициатива заключения такого соглашения должна исходить именно от организации-потребителя, к сетям которой подключены жильцы.Добросовестным плательщикам, оказавшимся в подобной ситуации, следует направить письменное заявление к управляющей организации с требованием о возобновлении предоставления услуг ЖКХ.

Нелишним будет также и указать на необходимость проведения перерасчета по оплате за тот период, когда коммунальные услуги не оказывались. Если эта мера не привела к желаемому результату, следующим шагом может явиться обращение к контролирующим органам (жилищная инспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) либо в суд.4. Передача задолженности коллекторским агентствам.

Случаи заключения договоров с коллекторскими фирмами о взыскании с населения долгов по ЖКХ не так уж многочисленны, но тем не менее встречаются и уже зафиксированы в судебной практике (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 г.

№ 08АП-4820/12, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2012 г.

№ 13АП-9737/1). При этом в случае доказанности факта наличия долга при обращении коллекторского агентства в суд решение нередко выносится в пользу истца (см., например, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2011 г. по делу № 33-787/2011).Вместе с тем, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что возможность внесудебного взыскания с граждан следует считать недопустимой и не соответствующей ст.
по делу № 33-787/2011).Вместе с тем, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что возможность внесудебного взыскания с граждан следует считать недопустимой и не соответствующей ст.

35 Конституции РФ. Речь шла именно о деятельности коллекторского агентства.

Кроме того, суд указал, что внесение гражданами платежей за коммунальные услуги не связано с деятельностью истца (постановление ФАС ВСО от 18 мая 2012 г.

№ Ф02-1504/12 по делу № А58-3443/2011).5. Выселение из квартиры. Такая радикальная мера применяется в настоящее время только в отношении нанимателей квартир по договору социального найма и только в судебном порядке (). Размер задолженности не имеет значения, основанием для выселения является факт неуплаты без уважительных причин платежей за жилое помещение и коммунальные услуги более чем за шесть месяцев.Пленум Верховного Суда РФ указал, что судом обязательно должен быть выяснен вопрос уважительности причин образования задолженности.

Так, к уважительным причинам могут быть отнесены такие обстоятельства, как: длительные задержки зарплаты, потеря работы и невозможность трудоустройства, болезнь нанимателя или членов его семьи, наличие в семье инвалидов, несовершеннолетних детей и т.д.

(п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «»). При этом нередко суды, отказывая в выселении, предоставляют должнику срок для расчетов с управляющей организацией (см., например, решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2012 г.

по делу № 2-703/2012). Правда, предоставление отсрочки для оплаты признается допустимым не всеми судами (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 октября 2012 г.

по делу № 33-8532). Выселение происходит при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития, то есть из расчета не менее шести кв.м. жилой площади на человека.Вместе с тем, если проживающие в квартире лица проявили сознательность и в течение шести следующих друг за другом месяцев погашали задолженность хотя бы частично, суд может отказать в выселении (решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июля 2010 г.

по делу № 2-2311/2010). Минимальный размер такой оплаты для целей определения возможности выселения должника предлагали установить депутаты Мурманской областной Думы в размере 50% и более от суммы задолженности, но эта инициатива была отклонена.Иногда злостные неплательщики успевают уйти от ответственности. Известен случай, когда жильцы, проживающие в квартире по договору социального найма, не оплачивали коммунальные услуги в течение более чем семи лет.

Однако выселить должников на этом основании не удалось, поскольку они оперативно приватизировали эту квартиру (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2013 г.

№ 33-825).Сейчас судебная практика по этому вопросу уже сложилась, и случаи выселения по этому основанию нередки, однако в первый год действия ЖК РФ Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин охарактеризовал это правило как неконституционное в условиях роста цен, задержек зарплаты и высокого уровня безработицы ().Какие пути обеспечения погашения долга за коммунальные услуги могут появиться в ближайшее время?Необходимость в более эффективном механизме взыскания задолженности с граждан в сфере ЖКХ послужила толчком к разработке новых предложений в этой области.Так, в апреле 2013 года Минрегион России разместил на своем официальном сайте законопроект, распространяющий возможность обращения взыскания по долгам за жилищно-коммунальные услуг (далее — ЖКУ) на квартиры, находящиеся в частной собственности. Условием применения этой меры должно было стать наличие задолженности по коммунальным услугам и взносам на капитальный ремонт. Предполагалось, что такая мера может быть применима и к единственному для должника и его семьи жилью.

Для решения суда об обращении взыскания на жилое помещение сумма долга должна была составить не менее 5% от рыночной стоимости жилья.Иными словами, собственнику квартиры стоимостью 3 млн руб. достаточно было бы задолжать за услуги ЖКХ сумму в размере 150 тыс.

руб. По расчетам Общественной палаты РФ, средняя стоимость услуг ЖКХ в июле 2013 года составила 3862 руб.

в месяц (в год — 46 344 руб.). Несложно подсчитать, что минимальный размер задолженности образуется, если не платить за коммунальные услуги в течение около трех лет.Инициатива вызвала серьезный общественный резонанс, после чего Минрегион России разместил отрицательный отзыв на этот законопроект, указав, что разработан он был не самим министерством, а НП «ЖКХ Развитие».

Впоследствии текст документа был удален с официального сайта Минрегиона России.Надо отметить, что сегодня обратить взыскание на квартиру, находящуюся в собственности и являющуюся единственным пригодным для проживания помещением, сегодня практически невозможно — это не позволяет сделать процессуальное законодательство ().

Единственным исключением, появившемся в конце декабря 2004 года, является случай, когда жилое помещение является предметом ипотеки (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 194-ФЗ «»).Впрочем, законопроект депутатов фракции «Справедливая Россия» в случае его реализации, возможно, позволит оставить квартиру в пользовании задолжавшего банку гражданина).

Авторы законопроекта предлагают предоставить государственным и муниципальным органам право выкупать заложенные по ипотечным кредитам квартиры с согласия банка. Основанием для это будет служить заявление собственника-залогодателя, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

Определение трудной жизненной ситуации также закрепляется, под этим термином понимается

«ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность собственника-залогодателя: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, малообеспеченность, безработица и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно»

. В результате квартира принимается на баланс и учитывается как государственная (муниципальная) собственность, а бывший собственник и его семья продолжают проживать в ней, но уже на правах социального найма.

Кроме того, он сохраняет право преимущественного выкупа этой квартиры («обратный выкуп»).При изучении этого законопроекта возникает очень много вопросов. За чей счет будет произведена независимая оценка стоимости жилья, на основе которой определяется выкупная цена?

Что значат в определении трудной жизненной ситуации слова «не может преодолеть самостоятельно» и кто это будет устанавливать?

Наконец, возможно ли возложить на бюджеты такую нагрузку?

Кроме того, такое правило способно создать основу для массовых злоупотреблений правом со стороны собственников. Самое же интересное заключается в том, что законопроект не содержит запрета на приватизацию такого жилья бывшим собственником после перехода права собственности к государству.Проблема обращения взыскания на единственное жилье, являющееся предметом ипотеки, обсуждается уже давно.

Правительство РФ еще в 2000 году подчеркнуло необходимость создания правового механизма обеспечения жильем заемщика и его семьи в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение.

В качестве гарантии жилищных прав этих лиц было предложено создать специализированный фонд временного жилья (постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г.

№ 28 «»).Цитата

Александр Козлов, эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике:»Нужно посмотреть на объективные причины коммунальной задолженности.

Просроченные долги населения за коммунальные услуги приводят к зеркальной задолженности управляющих организаций перед поставщиками. Такие долги накапливаются и в конечном итоге могут привести к банкротству компаний. Поэтому должны заработать понятные механизмы взыскания задолженности с населения за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги.
Поэтому должны заработать понятные механизмы взыскания задолженности с населения за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги.

Принцип

«добросовестный сосед платит за недобросовестного соседа»

должен перестать существовать. Предложенная инициатива Минрегиона России позволит не допустить ситуацию с автоматическим списанием долга, после совершения сделки с квартирой-должником. А сейчас очень много случаев, когда управляющая организация узнает об отчуждении жилых помещений «с долгами» и лишается возможности взыскания задолженности с нового собственника»Среди предложений по обеспечению погашения задолженности по ЖКУ можно выделить также инициативу Минрегиона России о наложении обременения на квартиры в виде запрета их продажи для жильцов, имеющих задолженность по оплате ЖКУ, выдвинутую в начале августа 2013 года.

Долг по коммунальным услугам должен превышать их стоимость за шесть месяцев, факт наличия задолженности будет устанавливаться судом, а в качестве основания для обращения к судебному приставу-исполнителю за наложением обременения будет выступать неисполнение собственником требований по погашению задолженности, содержащихся в выданном на основании решения суда исполнительном листе.

Опрос посетителей нашего портала на тему «Как вы относитесь к предложению Минрегиона России о запрете совершения сделок с жилыми помещениями, собственники которых имеют задолженность по оплате услуг ЖКХ?» показал, что мнения по этому поводу разделились почти поровну. 48% опрошенных высказались за реализацию этой инициативы, отметив, что прочие жильцы не должны нести бремя оплаты долгов недобросовестных собственников квартир.

42% респондентов не поддержали эту идею, указав на то, что как раз после продажи квартиры у должника возникают средства, чтобы погасить жилищно-коммунальную задолженность. Еще 10% посетителей затруднились с ответом, а некоторые из них выдвинули предложение установить минимальный порог задолженности, при которой может быть наложено подобное ограничение.Распределение ответов показывает, что инициатива Минрегиона России сопряжена с некоторым конфликтом интересов.

С одной стороны, задолженность в сфере ЖКХ достаточно велика, и стремление законодателя найти новые пути для обеспечения ее погашения вполне понятно. С другой стороны, при реализации этой меры возникает риск ущемления прав как собственника, так и потенциального приобретателя квартиры.Только ли недобросовестные жильцы виноваты в образовавшейся задолженности?Образованию задолженности в сфере ЖКХ способствуют не только недобросовестность задолжавших за ЖКУ граждан, но и иные обстоятельства. К ним относится, к примеру, рост тарифов на коммунальные услуги, часто необоснованный и противоречащий установленной ЖК РФ процедуре ().

Максимальная величина повышения тарифов на отдельные жилищно-коммунальные услуги устанавливается ФСТ России для каждого региона (приказ ФСТ России от 9 октября 2012 г. № 231-э/4 «», приказ ФСТ России от 25 октября 2012 г. № 250-э/2 «»).Однако сумма в платежке может расти за счет увеличения иных тарифов — к примеру, платы за содержание жилья.

Так, только за первые два месяца текущего года максимальный рост тарифов на коммунальные услуги в некоторых регионах (Мурманская область и Республика Алтай) достиг рекордного значения в 225%.С 1 января 2012 года утратила силу правовая норма, закреплявшая правило об установлении регионами максимальных индексов возможного изменения платы граждан за услуги ЖКХ для каждого муниципального образования (ч. 1-7 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации»).

Президент РФ Владимир Путин потребовал восстановить эту норму как можно быстрее. Соответствующий законопроект об установлении на федеральном уровне такого индекса на долгосрочный период (не менее пяти лет) был внесен на рассмотрение Госдумы в начале июля текущего года.В случае одобрения законопроекта такое правило вступит в силу с 1 января 2014 года.

Однако, по мнению экспертов, такая мера не решит проблему обеспечения прозрачности формирования тарифов за коммунальные услуги. Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Александр Козлов отмечает, что гораздо более эффективным может стать законодательное закрепление механизмов общественного контроля, которое позволит сбалансировать систему тарифообразования.К другим инициативам, направленным на снижение бремени граждан по оплате коммунальных услуг, можно отнести следующие:

  1. запретить взимать комиссию при оплате коммунальных услуг посредством ФГУП «Почта России» и ОАО «Сбербанк России. Эта идея нашла горячую среди наших посетителей — за ее реализацию высказались 86% опрошенных, против — всего 5%, а еще 9% респондентов заявили, что уже оплачивают коммунальные услуги без комиссии. Однако, по словам Александра Козлова, нужно понимать, что если комиссию не будут брать при оплате жилищно-коммунальных услуг, она автоматически попадет в структуру тарифа и тем самым приведет к увеличению тарифа на эту составляющую. «Все-таки услуга по сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги должна стать конкурентным преимуществом банков и почты. В борьбе за привлечение клиентов они должны пойти на существенное снижение размера процента, либо беспроцентный прием платежей за ЖКУ», — делает вывод эксперт.
  2. предоставить потребителям возможность участвовать в утверждении тарифов на услуги ЖКХ путем формирования советов при ФСТ России, субъектах естественных монополий и региональных энергетических комиссиях;
  3. ограничить сумму взыскания за потребленный коммунальный ресурс по показаниям общедомового прибора учета пятью процентами от размера платы по показаниям индивидуальных счетчиков. По мнению авторов законопроекта, это позволит обеспечить заинтересованность управляющих компаний в выяснении причин значительного расхождения показаний общедомовых и индивидуальных приборов и защитить интересы добросовестных плательщиков;

На объемы задолженности по оплате коммунальных услуг влияет также и недобросовестность управляющих организаций и товариществ собственников жилья, зачастую произвольно повышающих тарифы, не обеспечивающих надлежащее управление домом и присваивающих деньги жильцов.На рассмотрении Госдумы находится законопроект об установлении ответственности за нарушение порядка расчета размера платы за услуги ЖКХ.Административные штрафы за необоснованное определение суммы, подлежащей уплате за коммунальные услуги, предлагается установить в размере от 40 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс.

руб. до 1 млн руб. для организаций.Оригинальное решение этой проблемы было предложено Волгоградской областной Думой. Внесенный ею законопроект предусматривает правило, по которому платежи собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома по умолчанию направляются напрямую ресурсоснабжающим организациям, а не управляющим компаниям. По решению общего собрания собственников жилых помещений плата за все или некоторые коммунальные услуги может вноситься управляющим компаниям (напомним, сейчас закрепляет прямо противоположное правило).Как поступать в случае, если образовался долг по ЖКУ?С 1 августа 2013 года начала свою работу «горячая линия» по платежам за услуги ЖКХ (телефон: 8-800-700-8-800, обращаться можно с 9:00 до 19:00 по московскому времени без выходных, звонок бесплатный).

Жители любого региона могут передать информацию о резком повышении тарифов на ту или иную коммунальную услугу.

Сведения о нарушениях, поступившие на «горячую линию» в 2012 году, были переданы Генеральной Прокуратуре России и Счетной палате Российской Федерации.Кроме того, посетители сайта Общественной палаты РФ могут заполнить обращения, указав суммы в квитанциях, резко отличающиеся друг от друга, и описав возможные причины повышения тарифов.В первую очередь при выявлении задолженности за коммунальные услуги требуйте проведения взаимной сверки расчетов. Эта мера поможет уточнить размер недоимки и ее происхождение, а иногда способна вообще снять претензии по оплате ЖКУ.В случае, если долг подтвердился, можно обратиться к управляющей организации с просьбой о заключении соглашения по поэтапному погашению задолженности. Хотя такая мера предусмотрена нормами жилищного законодательства только косвенно (, ), многие управляющие организации идут навстречу должникам.

При погашении долга рекомендуем в первую очередь оплачивать накопившуюся сумму пени, и лишь затем — основной долг.Некоторые категории граждан могут получить субсидии на оплату коммунальных услуг в случае, если расходы на ЖКУ превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (). Сейчас размер такой доли устанавливается регионами самостоятельно.

К примеру, в Архангельской области и Камчатском крае субсидия предоставляется, если доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает 22%, в Амурской области размер этого показателя колеблется от 10% до 22%, а в Калужской области претендовать на частичное покрытие коммунальных расходов могут семьи, направляющие на оплату ЖКУ более 15% или более 19% их дохода (в зависимости от того, превышает ли среднедушевой доход семьи региональный прожиточный минимум). Вместе с тем, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предлагающий установить предельно допустимую долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10% для всей территории России.Размер субсидии определяется по формуле, в которую включены такие показатели, как размер регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ, количество членов семьи заявителя, совокупный доход семьи и размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на коммунальные услуги.

К примеру, проживающий в Архангельской области одинокий пенсионер, пенсия которого равна региональному прожиточному минимуму (8,786 руб.), может рассчитывать на субсидию в размере около 1200 руб.Нередко полномочия по установлению размера субсидии и ее предоставлению передаются муниципалитетам (Курская область, Иркутская область, Карачаево-Черкесская Республика, Саратовская область, Республика Дагестан и др.).Некоторые субъекты федерации приняли решение о предоставлении гражданам субсидии в том случае, если рост среднемесячной платы за коммунальные услуги в течение полугода превысит 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Челябинская область).

Встречаются и иные региональные выплаты — к примеру, в Томской области жители домов с печным отоплением имеют право на получение ежегодной субсидии на приобретение и доставку твердого топлива.Узнать о том, полагаются ли вам субсидии, в каком размере они могут быть предоставлены и какие документы необходимо для этого собрать, можно в районных отделах социальной защиты вашего города.Новости по теме:

  1. — ИА «ГАРАНТ», 8 августа 2013 г.
  2. — ИА «ГАРАНТ», 6 августа 2013 г.
  3. — ИА «ГАРАНТ», 10 апреля 2013 г.
  4. — ИА «ГАРАНТ», 23 июля 2013 г.

Документы по теме:

  1. Постановление Правительства РФ от 5 января 1998 г.

    № 1 «»

  2. Постановление Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г.

    № 14 «»

  3. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «»

________________________Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 355582-5. С полными результатами мониторинга цен на социально значимые продукты и услуги можно ознакомиться на Общественной палаты Российской Федерации Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 256584-6.

Совещание по вопросам ЖКХ (25 февраля 2013 года, г. Москва, Кремль). Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 308873-6.

Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 257140-6.

Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 320076-6.

Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 231281-6.

Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 173562-6. Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 189120-6.

Теги: , , , , , , , , , Источник: © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Исполнительное производство по долгам за коммуналку

Если с должником никак не удается договориться и он не хочет платить несмотря ни на какие усилия ТСЖ, то после получения судебного приказа или исполнительного листа ТСЖ может предъявить их для принудительного исполнения в службу судебных приставов. Получив исполнительный документ, судебный пристав возбудит исполнительное производство и установит должнику сро к для добровольного исполнения, который составляет 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

В случае отсутствия оплаты со стороны должника по исполнительному документу судебный пристав должен принять к должнику ограничительные меры и меры принудительного взыскания:

  1. арест и опись имущества должника (недвижимости, транспортных средств и др.), а также реализация имущества в случаях, установленных законом
  2. арест счетов и вкладов
  3. другие меры, предусмотренные законом
  4. направление исполнительного документа по месту работы для удержания из заработной платы
  5. направление исполнительного документа по месту получения пенсии для удержания из пенсии
  6. запрет поездок за границу

Более подробно работу судебных приставов мы рассмотрим в отдельной статье.

Когда возникает критическая задолженность

Размер критической задолженности, который позволяет коммунальщикам применять к должнику меры воздействия вплоть до отключения от сети, определен п. 118и равен сумме оплаты за два месяца.Чтобы накопить такую задолженность, нужно полностью не оплачивать конкретную услугу в течение двух месяцев.

Если же услуга оплачивается частями, то сумма долга должна быть больше величины тарифа за два последних месяца.При определении критической величины долга не важно, имеются ли у собственника жилья счетчики или оплата проводится по нормативу.

Срок исковой давности и взыскание долга

На разрешение коммунальных споров в суде распространяется общее правило — срок исковой давности равен 3 годам, что устанавливает п. 1 ст. 196 . В связи с этим управляющая организация должна учитывать, за какой период можно взыскать задолженность по коммунальным платежам. При оформлении искового заявления стоит отсчитать от предполагаемой даты подачи документов сумму за 3 предшествующих года, а не за 4, например.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+