Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Проводка по списанию резерва отпускных 140160 на 130202

Проводка по списанию резерва отпускных 140160 на 130202

Проводка по списанию резерва отпускных 140160 на 130202

Актуальные вопросы по формированию резерва предстоящих расходов

На вопросы отвечает Станислав Сергеевич Бычков, государственный советник РФ 3-го классаВопросСоздание резерва предстоящих расходов – это право или обязанность учреждения? Из положений п. 302.1 Инструкции № 157н[1] следует, что резерв предстоящих расходов создается в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения. Данный документ не обязывает учреждения создавать такие расходы. Он предоставляет возможность путем формирования резерва предстоящих расходов, списывать их равномерно в течение года на финансовый результат учреждения.

Таким образом, с точки зрения норм Инструкции № 157н формирование резерва предстоящих расходов является правом, а не обязанностью учреждения. В то же время орган исполнительной власти, выполняющий функции учредителя, своим ведомственным нормативным актом может установить в отношении подведомственных учреждений обязанность по формированию резерва предстоящих расходов. Например, Приказом Минздрава и ТФОМС Нижегородской области от 20.05.2014 № 1109/128-о

«О реализации пилотного проекта по внедрению принципа финансирования скорой медицинской помощи по подушевому нормативу в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи»

установлено, что учреждение, оказывающее скорую медицинскую помощь или имеющее в своем составе структурное подразделение скорой медицинской помощи, финансируемое по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи на застрахованных лиц, проживающих (имеющих постоянную регистрацию) в зоне его ответственности обязано за счет средств положительного финансового результата формировать резерв средств на предстоящие расходы на случай возникновения отрицательного финансового результата.ВопросСтатьей 324.1 НК РФ установлен порядок формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в налоговом учете.

Можно ли в учетной политике учреждения прописать, что такой же порядок действует при формировании резерва в бухгалтерском учете? Пунктом 302.1 Инструкции № 157н установлено, что порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.

д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Таким образом, учетной политикой учреждения может быть установлен любой порядок формирования такого резерва, включая порядок, утвержденный НК РФ.ВопросМожет ли на конец финансового года иметься остаток средств на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»? Все зависит от того, на какой период в учреждении формируется резерв.

Если резерв предстоящих расходов формируется на год (например, резерв на оплату отпусков), то по состоянию на 1-е число года, следующего за отчетным, резерва быть не должно. В случае если период предстоящих расходов формируется на период превышающий год, то на отчетную дату по счету 0 401 60 000 будет иметься показатель, который подлежит отражению в отчетных формах. Возможность наличия показателя по этому счету в отчетных формах рекомендуем согласовать с учредителем.

Как показывает практика, нередко учредитель дает рекомендации об отсутствии показателей по отдельным счетам, строкам форм отчетности. В качестве примера приведем Письмо Федерального казначейства от 19.01.2015 № 42-7.4-05/8.5-26

«О направлении письма Минфина России № 02-07-07/68722, Казначейства России № 42-7.4-05/2.1-823 от 29.12.2014»

, в котором сообщается, что в отчете по состоянию на 1 января 2015 года формирование данных по счету 1 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» не требуется. Это говорит о том, что подведомственные Федеральному казначейству учреждения были вправе не формировать резерв предстоящих расходов в 2014 году.ВопросЕсли в нашем учреждении принято решение о формировании резервов предстоящих расходов, что следует прописать в учетной политике?

Рекомендуем саму методику формирования резервов предстоящих расходов оформить как приложение к учетной политике учреждения. А в учетной политике указать следующее: В целях равномерного отнесения предстоящих расходов и платежей на финансовый результат учреждения в соответствии с п. 302 Инструкции № 157н учреждение создает резерв предстоящих расходов:

  1. на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;
  2. Формирование резерва предстоящих расходов производится в порядке, утвержденном Положением, действующем в учреждении и являющемся приложением к учетной политике (см. Приложение № __).
  3. на предстоящую оплату по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки.

В Положении о методике формирования резервов предстоящих расходов учреждение устанавливает:

  1. дату признания в учете резервов;
  2. возможность наличия резерва в конце финансового года.
  3. порядок корректировки резерва в случае недостаточности средств или их излишества;
  4. методы оценки обязательств;

ВопросНе могли бы вы привести пример расчета резерва предстоящих расходов на оплату отпускных?

Как мы уже говорили, учреждение вправе выбрать любой метод формирования резерва предстоящих расходов, включая тот метод, который установлен НК РФ, и применять его при формировании резерва в бухгалтерском учете.

Ниже приведем один из методов формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпускных. В методике, определяющей порядок формирования такого резерва, учреждение вправе прописать следующее: Учреждение формирует резерв предстоящих расходов на оплату отпускных. Величина резерва (величина оценочного обязательства) определяется расчетным путем с учетом выбора вероятности наступления события (уход работника в отпуск), равного 100%.

Величина резерва (величина оценочного обязательства) определяется расчетным путем с учетом выбора вероятности наступления события (уход работника в отпуск), равного 100%. Такой показатель вероятности наступления этого события выбран в силу норм ст.

114 – 127 ТК РФ, согласно которым работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней.

В случаях, установленных ТК РФ и иными федеральными законами, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена. Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Резерв предстоящих расходов на оплату отпускных и страховых вносов, начисляемых на эти суммы, формируется по каждому виду деятельности, при этом используются нормы Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922

«Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»

, которым установлен порядок расчета среднего заработка для оплаты отпускных.

Резерв предстоящих расходов, определяется по следующим формулам: Среднедневная заработная плата работников учреждения = ФОТ по виду деятельности, по которому производится расчет / Количество рабочих дней в году, по которому производится расчет резерва предстоящих расходов Резерв расходов на оплату отпуска на конец месяца = Средняя дневная заработная плата работника х Количество дней отпуска, на которые работник имеет право в году, по которому производится расчет резерва Резерв расходов на уплату страховых взносов с отпускных на конец месяца = Средняя дневная заработная плата работника х Тариф страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет х Количество дней отпуска, на которые работник имеет право в году, по которому производится расчет резерва Резерв предстоящих расходов формируется путем ежемесячных начислений в сумме, равной 1/12 части резерва, 1-го числа каждого месяца или первого рабочего дня каждого месяца, в случае если 1-е число месяца приходится на нерабочий день.

В случае недостаточности в резервах средств для выплаты отпускных и сумм страховых вносов данные расходы отражаются как текущие. Недоиспользованные на последнее число текущего финансового периода суммы указанного резерва подлежат включению в финансовый результат учреждения.ВопросКак в бухгалтерском учете отражаются операции по начислению и использованию резервов предстоящих расходов?Пунктом п. 302.1 Инструкции № 157н предусмотрено формировать резервы предстоящих расходов на счете 0 401 60 000.

Корреспонденция счетов по формированию такого резерва в инструкциях № 162н[2], 174н[3], 183н[4] отсутствует. Поскольку в данные нормативные акты не были внесены изменения, которые так пока и находятся на стадии проектов, приведем корреспонденцию счетов по формированию резервов предстоящих расходов в соответствии с п.

Поскольку в данные нормативные акты не были внесены изменения, которые так пока и находятся на стадии проектов, приведем корреспонденцию счетов по формированию резервов предстоящих расходов в соответствии с п. 5 Методических рекомендаций[5]:Содержание операцииДебетКредит Начислен резерв расходов на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) 0 109 60 211 0 401 20 211 0 401 60 211 Начислен резерв расходов на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) 0 109 60 213 0 401 20 213 0 401 60 213 Начислен резерв по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений) 0 109 00 000 0 401 20 200 0 401 60 000 Начислен резерв расходов для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке 0 401 20 200 0 401 60 000 Начислены расчеты по оплате обязательств при поступлении расчетных документов 0 401 60 000 0 302 00 000 Начислены расчеты по оплате обязательств, в том числе признанных в судебном порядке, за счет резерва, созданного по судебным разбирательствам 0 401 60 000 0 302 00 000 0 303 00 000 Приведем пример формирования в учете учреждения резерва предстоящих расходов.ПримерУчетной политикой бюджетного учреждения на 2015 год установлено, что резерв предстоящих расходов формируется путем ежемесячных начислений, производимых бухгалтером на последнее число каждого месяца. Определенная расчетным путем ежемесячная сумма отчислений в резерв предстоящих расходов составила:

  1. в части страховых взносов, подлежащих начислению с отпускных, – 30 200 руб.
  2. в части сумм отпускных – 100 000 руб.;

В феврале 2015 года (09.02) работник ушел в отпуск и ему были начислены отпускные в сумме 10 000 руб.

и страховые взносы в сумме 3 020 руб. Все начисления произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания. Цифры в примере условные. Страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для упрощения примера в расчет не взяты.В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:Содержание операцииДебетКредитСумма,руб.

Произведены начисления в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (100 000 руб. в январе и 100 000 руб. в феврале) 4 109 60 211 4 401 60 211 200 000 на уплату страховых вносов с отпускных (30 200 руб. в январе и 30 200 руб. в феврале) 4 109 60 213 4 401 60 213 60 400 Начислены отпускные работнику 4 401 60 211 4 302 11 730 10 000 Начислены страховые взносы 4 401 60 213 4 303 00 730 3 020 [1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв.

Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв.

Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. [3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв.

Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. [4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв.

Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

[5] Методические рекомендации по переходу на новые положения Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Письмом Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918.Источник: Журнал Рубрика: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

Корреспонденция счетов по резервам предстоящих расходов.

Как уже было отмечено, все операции, связанные с резервами предстоящих расходов, осуществляются с использованием счета 401 60 000.

В Письме № 02-07-07/28998 финансисты привели бухгалтерские записи по отражению в учете операций по формированию и использованию резервов расходов, связанных с выплатой отпускных. Поскольку в настоящее время данная корреспонденция счетов не содержится в инструкциях по бухгалтерскому учету для государственных (муниципальных) учреждений, ее рекомендовано согласовать с главным распорядителем (учредителем) учреждения и до внесения изменений в действующие инструкции утвердить в отдельном приложении к учетной политике. Приведем рекомендованную корреспонденцию счетов в таблице.

Содержание операции Дебет Кредит Сформирована сумма резерва расходов на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) 0 109 61 211 0 401 20 211 0 401 61 211 Сформирована сумма резерва расходов на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) 0 109 61 213 0 401 20 213 0 401 61 213 Отражены в учете расходные обязательства по формированию резервов расходов на оплату отпусков по выплатам сотрудникам 1 501 93 211 0 506 90 211 1 502 99 211 0 502 99 211 Отражены в учете расходные обязательства по формированию резервов расходов на оплату отпусков по страховым взносам 1 501 93 213 0 506 90 213 1 502 99 213 0 502 99 213 Начислена сумма отпускных, компенсаций за счет резерва 0 401 61 211 0 302 11 730 Начислены страховые взносы на суммы отпускных за счет резерва 0 401 61 213 0 303 00 730 Отражены в учете расходные обязательства по выплатам начисленных отпускных, производимым за счет ранее созданного резерва. Одновременно произведено уменьшение ранее отраженных обязательств методом «красное сторно» 1 501 13 211 0 506 10 211 1 501 13 213 0 506 10 213 1 502 11 211 0 502 11 211 1 502 11 213 0 502 11 213

Налоговый учет резервов

Автономные учреждения при определении базы по налогу на прибыль вправе создавать резервы предстоящих расходов, связанных с ведением приносящей доход деятельности.

Порядок создания таких резервов для некоммерческих организаций установлен НК РФ. Согласно указанной норме самостоятельно принимает решение о создании резерва предстоящих расходов и определяет в учетной политике для целей налогообложения виды расходов, в отношении которых формируется соответствующий резерв.

Согласно указанной норме самостоятельно принимает решение о создании резерва предстоящих расходов и определяет в учетной политике для целей налогообложения виды расходов, в отношении которых формируется соответствующий резерв. Размеры резервов предстоящих расходов определяются на основании разработанных и утвержденных налогоплательщиком смет расходов на срок, не превышающий три календарных года. Обратите внимание: предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов не может превышать 20% от суммы доходов отчетного (налогового) периода, учитываемых при определении налоговой базы.

Если в учетной политике в целях налогообложения предусмотрено несколько видов резервов предстоящих расходов, налогоплательщик самостоятельно распределяет сумму отчислений в резерв между сметами расходов. В налоговом учете сумма отчислений в резерв включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Списание расходов, в отношении которых сформирован указанный резерв, осуществляется за счет суммы созданного резерва. Пример 3. В целях исчисления прибыли в учетной политике учреждения на 2018 год принято решение создавать резервы предстоящих расходов: 1) на оплату отпусков – 9 800 000 руб.; 2) на ремонт основных средств – 16 000 000 руб.

При этом должен соблюдаться следующий порядок: – сумма резерва на оплату отпусков начисляется в последний рабочий день каждого квартала в размере, равном 1/4 части от годового объема названных расходов, но не более 15% от суммы доходов, учитываемых при определении налоговой базы; – сумма резерва на ремонт основных средств начисляется в последний рабочий день каждого квартала в размере, равном 1/4 части от годового объема указанных расходов, но не более 20% от суммы доходов, учитываемых при определении налоговой базы, за вычетом начисленной суммы резерва на оплату отпусков.

По данным налогового учета за I, II, III, IV кварталы 2018 года, в налоговую базу включены следующие суммы доходов: I квартал II квартал III квартал IV квартал 30 800 000 руб. 36 000 000 руб. 35 000 000 руб. 48 000 000 руб. В целях начисления резервов предстоящих расходов произведены следующие расчеты: Расчетные данные I квартал II квартал III квартал IV квартал Доходы, руб.

30 800 000 36 000 000 35 000 000 48 000 000 Предельный размер отчислений по всем видам резервов, руб. (20% от суммы доходов) 6 160 000 7 200 000 7 000 000 9 600 000 Размер отчислений в резерв на оплату отпусков, руб. (не более 15% от суммы доходов) 2 450 000 2 450 000 2 450 000 2 450 000 Размер отчислений в резерв на ремонт, руб.

(не более 20% от суммы доходов за вычетом начисленных резервов на оплату отпусков) 3 710 000* 4 000 000 4 000 000 4 000 000 * За I квартал 2018 года размер отчислений на ремонт основных средств был уменьшен с 4 000 000 руб. до 3 710 000 руб., чтобы избежать превышения предельного размера отчислений за квартал.Данная сумма получена путем следующего расчета: (6 160 000 — 2 450 000) = 3 710 000 руб.

Инвентаризация резервов по отпускам

Исходя из того, что суммы резервов отражаются в учете в оценочном значении, а остаток резерва может быть перенесен на следующий год, учреждения должны проводить ежегодную инвентаризацию резервов перед составлением годовой отчетности в порядке, предусмотренном учетной политикой.

Сумма исчисленного резерва за отчетный период сравнивается с фактической суммой расходов на оплату отпусков, выплату компенсаций за неиспользованные отпуска и страховых взносов, уплаченных с данных выплат.

При необходимости величины резервов (отложенных обязательств) корректируются.

Кредитовое сальдо по счету 1.401.60.ХХХ должно равняться кредитовому сальдо по счету 1.502.99.ХХХ.

Источник: Материалы Рубрика:

  1. , бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ».

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

Резервы предстоящих расходов.

Как организовать бухгалтерский учет?

  • Резервы предстоящих расходов. Как организовать бухгалтерский.

26 декабря 2014

Достаточно часто в результате событий хозяйственной жизни, а также принятия руководителями организаций госсектора и иными уполномоченными должностными лицами тех или иных управленческих решений у этих организаций возникают определенные расходные обязательства.

Однако в момент возникновения этих обязательств далеко не всегда есть возможность точно определить сумму предстоящих расходов и период выплат.

Например, согласно трудовому законодательству с каждым отработанным месяцем увеличивается число календарных дней отпуска, которые «заработал» сотрудник (, , ). Эти дни отпуска необходимо будет оплатить при любых обстоятельствах или путем начисления «отпускных», или при выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск, но в момент возникновения у работника соответствующего права невозможно точно определить размер обязательств и время их исполнения.

Эти дни отпуска необходимо будет оплатить при любых обстоятельствах или путем начисления «отпускных», или при выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск, но в момент возникновения у работника соответствующего права невозможно точно определить размер обязательств и время их исполнения. Дело в том, что точная сумма «отпускных» или денежной компенсации может быть определена только при издании соответствующего приказа. До недавнего времени применяемая организациями госсектора методология бухгалтерского учета не предусматривала учетных инструментов, позволяющих обобщать информацию по отложенным обязательствам – обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения.

Соответственно, на основании данных бухгалтерского учета и отчетности невозможно было планировать доходы и расходы организаций госсектора с учетом объема этих обязательств. Ситуация изменилась после внесения изменений в Инструкцию по применению Единого плана счетов (далее – Инструкция) (). Поправки действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 16 ноября.

Их суть заключается в следующем. Во-первых, введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных по отложенным обязательствам (). Во-вторых, одновременно с отражением операций с резервами на балансовых счетах сумма отложенных обязательств будет учитываться на счетах санкционирования расходов.

Для этого предусмотрены новые счета, позволяющие отразить в учете в оценочном (расчетном) значении принятое обязательство, период исполнения которого на день отражения в учете определить не представляется возможным: 500 90

«Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)»

и 502 09 «Отложенные обязательства». Однако новые положения Инструкции дают ответы далеко не на все вопросы, которые возникают у организаций госсектора в связи с появлением новых объектов учета – резервов предстоящих расходов и отложенных обязательств.

До выхода федерального стандарта по учету отложенных обязательств и каких-либо методических рекомендаций (указаний) Минфина России многие проблемы организациям госсектора придется урегулировать непосредственно в своей учетной политике. Разберем основные вопросы, связанные с формированием и учетом резервов предстоящих расходов. Вопрос 1. Для чего формируются резервы предстоящих расходов?

На сегодняшний день можно выделить следующие цели формирования резервов в бухгалтерском (бюджетном) учете: 1Экономически обоснованное формирование себестоимости (финансового результата). 2Отражение информации по объему отложенных обязательств, требования по которым с высокой степенью вероятности будут предъявлены организации госсектора. 3 Сближение российских стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора с положениями Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС).

В параграфе 16 МСФО ОС 19 «Резервы, условные обязательства и условные активы» дано определение резерва как обязательства, неопределенного по величине или времени исполнения, а в параграфе 22 этого же стандарта указаны условия признания резервов. При этом следует отличать резервы предстоящих расходов, отражаемые в бухгалтерском учете, от резервов, создаваемых в целях налогового учета.

Последние, как правило, создаются в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в том периоде, в котором у организации «не хватает» расходов. Вопрос 2. Должен ли остаток резерва быть полностью обеспечен остатком денежных средств на лицевом счете или в кассе?

Такого требования действующее законодательство не содержит. Однако отражение в учете и отчетности объема резервов (отложенных обязательств) позволит руководителям организаций госсектора более качественно и эффективно планировать финансово-хозяйственную деятельность. В организации должно быть понимание, за счет какого «доходного» источника будет исполняться то или иное отложенное обязательство.

Например, возможно принять решение о «резервировании» остатков средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания по итогам года, а также средств от приносящей доход деятельности в каком-либо процентном соотношении к объему принятых отложенных обязательств. Кроме того, информация об отложенных обязательствах позволит главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств (органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей) более качественно планировать объемы лимитов бюджетных обязательств и субсидий, которые будут доводиться до подведомственных организаций.

Кроме того, информация об отложенных обязательствах позволит главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств (органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей) более качественно планировать объемы лимитов бюджетных обязательств и субсидий, которые будут доводиться до подведомственных организаций. Вопрос 3. Обязательно ли создавать резервы предстоящих расходов?

Прямого ответа на этот вопрос в новой редакции Инструкции нет – согласно виды формируемых резервов учреждение устанавливает самостоятельно, в рамках учетной политики. Более того, положения позволяют сделать вывод о том, что по ряду расходов резервы могут не создаваться.

Вместе с тем, отсутствие в отчетности информации об отложенных обязательствах, подлежащих учету в качестве резервов предстоящих расходов, в случае их существенности делает эту отчетность неполной.

Поэтому, учитывая позицию специалистов Минфина России, по согласованию с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) уже в 2014 году организациям госсектора желательно создать и отразить в годовой отчетности резервы:

  1. по предъявленным организации исковым требованиям, а также по оспариваемым организацией обязательствам по уплате налогов;
  2. на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование;
  3. по расходам, связанным с проведением реорганизации (резерв может отражаться в учете в момент принятия решения о реорганизации).

В 2015 году работа по формированию резервов может быть продолжена.

В частности, во многих организациях достаточно остро стоит вопрос о необходимости создания резервов по расходам, связанным с утилизацией различного оборудования. Вопрос 4. Как определить сумму резерва?

Методы оценки отложенных обязательств определяются учетной политикой организации госсектора (). Сумма резерва (отложенного обязательства) всегда является оценочной величиной – ее невозможно точно определить, то есть она признается в предполагаемой оценке. Поэтому на сегодняшний день организация вправе разработать любую методику расчета резерва.

Главное, чтобы эта методика, как бы проста или сложна она ни была, являлась экономически обоснованной. При этом размер резерва ничем не ограничивается.

Рассмотрим несколько вариантов расчета резерва на оплату отпусков. При большой численности работников или если разница между начислениями отдельным категориям работников несущественна, возможен вариант расчета исходя из общего фонда оплаты труда за 12 месяцев. Тогда величину оценочного обязательства можно определить по формуле: ФОТ / (12 х 29,3 х Ч) х N, где: ФОТ – общая сумма (фонд) оплаты труда за предшествующие 12 месяцев; Ч – среднесписочная численность сотрудников; N – общее количество причитающихся сотрудникам дней отпуска (такая информация может быть предоставлена кадровой службой).

Другой вариант – ежемесячное «отчисление средств» в резерв. В этом случае средний заработок определяется исходя из фактически начисленного ФОТ за месяц и количества календарных дней в нем, умноженного на количество причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц. Например, при определении оценочного обязательства по отпускам за декабрь 2014 года формула будет следующей: ФОТ / 31 день х n, где: n — число причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц.

Вопрос 5. Чем отличается резерв предстоящих расходов от расходов будущих периодов?

В составе расходов будущих периодов отражаются уже осуществленные (начисленные) учреждением затраты – их сумма точно определена, но эти затраты относятся к одному или нескольким периодам, следующим за отчетным, поэтому они не признаются единовременно. Сумма резерва, напротив, является оценочной величиной, и в результате погашения (исполнения) отложенного обязательства учреждению только предстоит понести затраты (убытки).

Например, при начислении «отпускных» за счет резерва предстоящих расходов могут быть списаны расходы на оплату только той части отпуска, право на которую уже «заработано» сотрудником. Расходы по оплате части отпуска, предоставляемой «авансом», желательно списывать в дебет счета 401 50 «Расходы будущих периодов» (). Вопрос 6. Как отражать операции с резервами предстоящих расходов и отложенными обязательствами в учете и отчетности?

Дата признания резервов в учете устанавливается в учетной политике организации госсектора ().

При этом возможно применение, в частности, следующих корреспонденций. Таблица 1. Отражение в учете операций по формированию и использованию резервов Дебет Кредит Содержание операции 0 109 00 200 0 401 20 200 0 401 60 200 Формирование резерва 0 401 60 000 0 302 00 000 Признание расходов за счет резерва Одновременно на счетах санкционирования расходов должно отражаться увеличение (уменьшение) объема отложенных обязательств (приведен вариант корреспонденций, предусмотренный проектами новых редакций Инструкций по применению Планов счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений).

Таблица 2. Отражение в учете отложенных обязательств Дебет Кредит Содержание операции 0 501 93 000 0 503 93 000 0 506 90 000 0 502 99 000 («Отложенные обязательства») Суммы принимаемых учреждением бюджетных обязательств (обязательств) в сумме сформированных резервов предстоящих расходов 0 501 13 000 0 503 13 000 0 506 10 000 0 502 11 000 В общеустановленном порядке учтены обязательства, принятые за счет резерва 0 501 93 000 0 503 93 000 0 506 90 000 0 502 99 000 («Отложенные обязательства») Способом «Красное сторно» Отражена корректировка величины отложенных обязательств в связи с принятием обязательств за счет резерва В отношении сформированных резервов предусмотрены следующие ограничения:

  1. признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва ().
  2. резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан;

БЛАНКИ о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128) об обязательствах, принятых учреждением (ф. 0503738) Данное правило применяется с учетом того обстоятельства, что формирование резервов осуществляется в рамках определенных видов финобеспечения.

Например, для работников, получающих заработную плату за счет видов финобеспечения «2» и «4», резервы на оплату отпусков должны создаваться по видам финобеспечения «2» и «4», и расходы должны списываться за счет обоих резервов. В настоящее время резервы предстоящих расходов отражаются в учете и отчетности в составе финансового результата. Такое решение не совсем корректно, поэтому в перспективе весьма вероятно введение в Баланс (ф.ф.

0503130, 0503730) отдельной обособленной строки для отражения отложенных обязательств.

Следует также помнить, что с 2015 года информацию об обязательствах, принятых на иные очередные годы (за пределами планового периода), планируется учитывать при формировании Отчетов (ф.ф.

0503128, 0503738). Вопрос 7. Необходимо ли проводить инвентаризацию резервов предстоящих расходов? Учитывая то обстоятельство, что суммы резервов отражаются в учете в оценочном значении, а остаток резерва может быть перенесен на следующий год, организации должны проводить ежегодную инвентаризацию резервов.

При необходимости, по результатам такой инвентаризации в учете может быть отражена корректировка величины резервов и отложенных обязательств. Ольга Монако, эксперт направления «Бюджетная сфера» службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор Теги: , , Источник: Документы по теме:

  1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «»
  2. Приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н «»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Порядок отражения в учете операций по формированию и использованию резервов

У государственных (муниципальных) учреждений существует обязательство по гарантированному работникам праву на получение ежегодных оплачиваемых отпусков.

При этом отсутствует определенность во времени исполнения предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время ввиду, например, возможного изменения запланированных дат отпусков. Кроме того, величина такого обязательства не может быть точно определена. Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения, предназначен счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».

В силу п. 308 названной инструкции обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов являются отложенными обязательствами. У бухгалтеров нередко возникает вопрос: можно ли использовать резерв на оплату отпусков для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск?

Если в учетной политике для целей бухгалтерского учета предусмотрено, что при создании резерва на оплату отпусков учитывается выплата компенсации за неиспользованный отпуск, резерв может использоваться на выплату такой компенсации (п. 302.1 Инструкции № 157н, Письмо Минфина РФ от 16.08.2019 № 02-06-10/62943).

Способ 1

Резерв (кредитовое сальдо счета 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на оплату отпусков») рассчитывается исходя из среднего дневного заработка каждого конкретного работника. Для этого на каждую отчетную дату (конец месяца, квартала или года, как определила организация) для каждой группы работников необходимо сделать следующее: Шаг 1.

Определить количество неиспользованных дней отпуска, включая дополнительный оплачиваемый отпуск, на которое имеет право каждый работник на эту отчетную дату. Шаг 2. Рассчитать каждого работника соответствующей группы. Применяется общий порядок расчета среднего заработка для определения величины отпускных и .

Шаг 3. Рассчитать величину отпускных, причитающихся конкретному работнику на отчетную дату, с учетом взносов во внебюджетные фонды по формуле: Шаг 4.

Сложить по всем работникам группы величину рассчитанных отпускных с учетом взносов во внебюджетные фонды. Полученная величина и будет являться суммой резерва на оплату отпусков по каждой конкретной группе на отчетную дату.

Сумма резервов по всем группам должна соответствовать кредитовому сальдо счета 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на оплату отпусков».

По результатам инвентаризации остатка резерва, доначисляется резерв по дебету счетов учета затрат 20, 25, 26, 44, 08 и кредиту счета 96.

Излишне зарезервированные в прошлом году и не использованные в отчетном году суммы резерва отпусков включаются в состав прочих доходов организации по дебету счета 96 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.1 « Прочие доходы».

Как определить оценочное значение при формировании резерва на оплату отпусков?

Рекомендации в части порядка определения оценочного значения при формировании резерва на оплату отпусков содержатся в .

Согласно им оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно, ежеквартально или ежегодно, на последний день месяца, квартала или года соответственно, исходя из количества дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату (данные предоставляются кадровой службой). Резерв при этом рассчитывается как сумма оплаты отпусков работников за фактически отработанное время на дату расчета и сумма страховых взносов на ОПС, ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ОМС, а также взносов по травматизму.

Чиновники рекомендуют определять сумму расходов на оплату предстоящих отпусков одним из следующих способов: 1) исходя из средней заработной платы, рассчитанной персонифицированно по каждому сотруднику; 2) исходя из средней заработной платы, рассчитанной по учреждению в целом; 3) исходя из средней заработной платы, рассчитанной по отдельным категориям сотрудников (группам персонала). Рассмотрим каждый из них подробнее. Способ 1. Он используется, как правило, в случае, если в учреждении не много работников.

При использовании данного способа расчет производится персонифицированно по каждому сотруднику по следующей формуле: Р1 = К1 х ЗП1, где: Р1 – сумма отчислений в резерв отпусков по одному работнику в части заработной платы;К1 – количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы по дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года) по одному сотруднику;ЗП1 – среднедневной заработок сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего заработка для оплаты отпусков на дату расчета резерва. Для определения общей суммы резерва отпусков в части заработной платы суммируются суммы отчислений в резерв по всем работникам по формуле: Резерв отпусков = Р1 + Р2 + Рn.

Способ 2. Данный способ используется, как правило, в случае, если в учреждении работает много сотрудников. При этом расчет средней заработной платы производится по учреждению в целом по следующей формуле: Резерв отпусков = К х ЗПср., где: К – общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы по дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);ЗПср.

– средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом. Способ 3. При использовании этого способа расчет средней заработной платы производится по отдельным категориям сотрудников (группам персонала) по формуле: Резерв отпусков = К1 х ЗПср.

1 + К2 х ЗПср. 2 + К3 х ЗПср. 3, где: К1, К2, К3 – количество всех дней неиспользованного отпуска по каждой категории работников;ЗПср.

1, ЗПср. 2, ЗПср. 3 – средняя заработная плата, рассчитанная по каждой категории работников.

Резерв на уплату страховых взносов рассчитывается с учетом методики расчета резерва на оплату отпусков. То есть сумма страховых взносов при формировании резерва может быть рассчитана: 1) по каждому работнику индивидуально по формуле: Р1 = К1 х ЗП1 х С, где: Р1 – сумма отчислений в резерв отпусков по одному работнику в части страховых взносов;К1 – количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы по дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года) по одному сотруднику;ЗП1 – среднедневной заработок сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего заработка для оплаты отпусков на дату расчета резерва;С (здесь и далее) – ставка страховых взносов. Соответственно, сумма резерва по страховым взносам по учреждению в целом определяется путем суммирования отчислений в резерв по каждому сотруднику по аналогии с тем, как мы определяли резерв отпусков в части заработной платы; 2) в среднем по учреждению по формуле: Резерв страховых взносов = К х ЗПср.

х С; 3) по каждой категории работников по формуле: Резерв страховых взносов = (К1 х ЗПср.

1 + К2 х ЗПср. 2 + К3 х ЗПср.

3) х С. Нужно учитывать, что сумма страховых взносов рассчитывается с учетом предельной величины базы для их начисления.

Пример 1. Учетной политикой учреждения установлено, что оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков определяется ежегодно (на последний день календарного года) исходя из средней заработной платы и количества дней неиспользованного отпуска по учреждению в целом. По состоянию на 31.12.2019: – среднедневная заработная плата составляет 950 руб.;– общее количество не использованных работниками дней отпуска – 190;– количество планируемых в 2020 году дней отпуска – 1 400. Для упрощения примера резерв в части страховых взносов не рассматриваем.

Резерв на оплату отпусков по состоянию на 31.12.2019 составит: – в части неиспользованного отпуска за прошлые периоды – 180 500 руб. (190 дн. х 950 руб.);– сумма ежемесячных отчислений в резерв – 110 833 руб.

((1 400 дн. х 950 руб.) / 12 мес.).

Методика 1.

Расчет производится персонифицированно (индивидуально) по каждому сотруднику: Резерв отп.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+