Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Жилищное право - В каком случае сторона освобождается от неустойки 44 фз

В каком случае сторона освобождается от неустойки 44 фз

Внимание

В Обзора ВС РФ от 28.06.2017 указано, что условие контракта об уплате неустойки (пени) в размере, превышающем размер, установленный N 44-ФЗ и , является действительным. Поэтому, учитывая ГК РФ, в контракте пени заказчика могут быть установлены в размере большем, чем указано в Законе N 44-ФЗ.

Следует учитывать, что при расчете пени, подлежащей взысканию с заказчика по контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями специальных законодательных актов о снабжении энергетическими ресурсами ( Обзора ВС РФ от 28.06.2017). К таковым относятся нормы от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Штраф На основании Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

Если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС или приглашение принять участие в определении контрагента направлено до 9 сентября 2017 года, то размер штрафа устанавливался контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правил N 1063, а именно: — 2,5% цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн.

рублей ( Правил N 1063); — 2% цены контракта, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн.

рублей ( Правил N 1063); — 1,5% цены контракта, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн. рублей ( Правил N 1063); — 0,5% цены контракта, если цена контракта превышает 100 млн. рублей ( Правил N 1063). В Обзора ВС РФ от 28.06.2017 указано, что в случае совершения контрагентом нескольких нарушений своих обязательств по контракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения.

На наш взгляд, такая позиция верна и в отношении штрафов заказчика. Если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС или приглашение принять участие в определении контрагента направлено после 9 сентября 2017 года, то за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения, размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной порядке, установленном Правил N 1042, а именно: — 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн.

рублей (включительно) ( Правил N 1042); — 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) ( Правил N 1042); — 10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн.

рублей до 100 млн. рублей (включительно) ( Правил N 1042); — 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей ( Правил N 1042). Как указано в постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7

«О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»

, неустойка, предусмотренная Закона N 44-ФЗ, может быть снижена судом на основании ГК РФ в случае, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. ______________________________ *(1) С 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определённому на соответствующую дату, самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России не устанавливается ( Банка России от 11.12.2015 N 3894-У).

Тема См. также Калькуляторы Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе. Информационный блок «Энциклопедия решений.

Государственные и корпоративные закупки» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

и Федеральным законом от 18 июля 2011 г.

N 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства Материал приводится по состоянию на июнь 2021 г. См. Энциклопедии решений См. Энциклопедии решений.

Государственные и корпоративные закупки При подготовке Информационного блока «Энциклопедия решений.

Государственные и корпоративные закупки» использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т.
Штукатуровой 10 июля 2021 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

Административные меры

Кроме штрафов, установленных договором по 44-ФЗ и на этапе исполнения, предусмотрена административная ответственность по 44-ФЗ как для заказчика, так и для исполнителя.

Она регулируется статьями КоАП РФ. Основной вид наказания при несоблюдении положений 44-ФЗ — штраф. Некоторые несоблюдения приведут к тому, что участник будет дисквалифицирован. Например, совершение действий, которые повлекли нарушение условий договора с причинением значительного вреда (ст. 7.32 КоАП РФ). Такие санкции вправе устанавливать специализированные ведомства в области контроля закупок — ФАС РФ и его территориальные подразделения и орган контроля, созданный в каждом регионе (помимо УФАС).
7.32 КоАП РФ). Такие санкции вправе устанавливать специализированные ведомства в области контроля закупок — ФАС РФ и его территориальные подразделения и орган контроля, созданный в каждом регионе (помимо УФАС).

Ниже приведена исчерпывающая таблица штрафов. Чтобы избежать путаницы, следует помнить, что вся информация систематизирована по статьям КоАП.

Итак, какие нарушения приведут к административной ответственности в виде штрафа, и сколько придется заплатить: № п/п Правонарушение Статья КоАП Штраф (руб.) Штрафы за неправильный выбор способа определения поставщика 1. Нарушение требований 44-ФЗ в принятии решения о способе определения поставщика. ч.1 ст.7.29 30 000 2. Выбор иного способа определения исполнителя, если его определение должно проводиться с помощью конкурса или аукциона.

ч.2 ст.7.29 50 000 3. Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных 44-ФЗ. Несоблюдение порядка и сроков направления в контролирующую организацию сведений и документации для согласования возможности заключения обязательств с единственным исполнителем. ч.2.1 ст.7.29 50 000 4. Принятие заказчиком или уполномоченным ведомством решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов без согласования с контрольным органом в сфере ГОЗ либо принятие решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов на условиях, отличных от условий, согласованных с контрольным органом в области ГОЗ.

ч.3 ст.7.29 Должностные лица — от 30 000 до 50 000 5. Несоблюдение порядка определения стоимости госконтракта при размещении ГОЗ у единственного исполнителя. Ст.7.29.1 6. Внесение в план закупок или план-график объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством РФ и иными НПА РФ о контрактной системе требованиям к приобретаемым заказчиком ТРУ или нормативным затратам, либо включение в план-график НМЦК, в том числе заключаемого с единственным исполнителем, в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ и иными НПА РФ о контрактной системе.

ч.1 ст.7.29.3 Штрафы за нарушение порядка осуществления закупок 7. Нарушение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением его описания).

ч.2 ст.7.29.3 Должностные лица — 10 000 8. Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения либо непроведение обязательного общественного обсуждения.

ч.3 ст.7.29.3 Должностные лица — 30 000 9. Несвоевременное утверждение плана закупок, плана-графика (вносимых в них корректировок) или несвоевременная публикация плана закупок, плана-графика (вносимых в эти планы корректировок) в ЕИС. ч.4 ст.7.29.3 Должностные лица — от 5 000 до 30 000 10.

Несвоевременное размещение в ЕИС материалов и документов согласно 44-ФЗ при проведении конкурса, аукциона (нарушение сроков не более чем на 2 рабочих дня). ч.1 ст.7.30 Должностные лица – 5 000 Юридические — 15 000 11.

Несвоевременное размещение в ЕИС материалов и документов согласно 44-ФЗ при проведении конкурса, аукциона (нарушение сроков более чем на 2 рабочих дня). ч.1.1 ст.7.30 Должностные лица — 30 000 Юрлица — 100 000 12.

Несвоевременное размещение в ЕИС сведений и документации согласно 44-ФЗ при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного исполнителя (нарушение сроков не более чем на 1 рабочий день). ч.1.2 ст.7.30 Должностные лица – 3 000 Юрлица — 10 000 13. Несвоевременное размещение в ЕИС сведений и документации согласно 44-ФЗ при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного исполнителя (нарушение сроков более чем на 1 рабочий день).

ч.1.3 ст.7.30 Должностные лица — 15 000 Юрлица — 50 000 14.

Несоблюдение требований 44-ФЗ при размещении материалов.

Нарушение порядка: · предоставления конкурсной или аукционной документации; · разъяснения положений конкурсной или аукционной документации; · приема заявок на участие в определении исполнителя, итоговых предложений. ч.1.4 ст.7.30 Должностные лица — 15 000 Юридические — 50 000 15. Публикация в ЕИС извещения о закупке или направление приглашения принять участие в выборе поставщика на 10 календарных дней раньше дня внесения изменений в план-график в отношении данной процедуры.

Публикация в ЕИС извещения о закупке или направление приглашения принять участие в выборе поставщика на 10 календарных дней раньше дня внесения изменений в план-график в отношении данной процедуры.

ч.1.5 ст.7.30 Должностные лица — 30 000 16.

Публикация в ЕИС извещения о закупке или направление приглашения принять участие в выборе поставщика в случае, если сведения о данной процедуре не внесены в план-график. ч.1.6 ст.7.30 Должностные лица — 30 000 17. Публикация в ЕИС извещения о закупке или направление приглашения принять участие в выборе исполнителя в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено.

ч.1.7 ст.7.30 Должностные лица — 30 000 18. По основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ: · отклонение заявки на участие в конкурсе; · отказ допустить участника к аукциону; · признание заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной (аукционной) документации; · отстранение поставщика от участия в конкурсе, аукционе. Если участник, подавший такую заявку, не был допущен к процедуре согласно требованиям 44-ФЗ: · признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации; · признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе.

Нарушение порядка: · вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе или открытия доступа к таким заявкам, поданным дистанционно; · изучения и оценки заявок, итоговых предложений участников, установленного конкурсной документацией. ч.2 ст.7.30 1% от НМЦК, но не менее 5 000 и не более 30 000 19. Несоблюдение требований к составу протокола, подготовленного в ходе определения исполнителя.

ч.2.1 ст.7.30 Должностные лица — 10 000 20. Неразмещение в ЕИС материалов и документации, размещение которых регулируется с 44-ФЗ. ч.3 ст.7.30 Должностные лица — 50 000 Юридические — 500 000 21.

Установление непредусмотренных 44-ФЗ: · порядка изучения и оценки заявок на участие в выборе поставщика, итоговых предложений; · требований к участникам; · требований к сумме обеспечения заявок; · требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта (ОИК); · требования о предоставлении участниками в составе заявки сведений и документов, нарушающих 44-ФЗ. ч.4 ст.7.30 1% от стоимости контракта, но не менее 5000 и не более 30 000 22.

Добавление к описанию объекта госзаказа требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименований места происхождения товара или наименований производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования ограничивают конкурентную борьбу, кроме случаев, предусмотренных 44-ФЗ. Включение в один лот объектов закупки ТРУ, технологически и функционально не взаимосвязанных. ч.4.1 ст.7.30 1% от цены контракта, но не менее 10 000 и не более 50 000 23.

Утверждение конкурсной и аукционной документации, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законом. ч.4.2 ст.7.30 Должностные лица — 3000 24.

Отказ в приеме заявки на участие в запросе котировок, отказ в допуске к участию в запросе предложений по основаниям, противоречащим законодательству.

Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику, направившему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе согласно законодательству. Несоблюдение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями или открытия доступа к поданным в виде электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям.

Нарушение порядка изучения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений.

ч.6 ст.7.30 5% от НМЦК, но не более 30 000 25. Признание победителя торгов с нарушением требований законодательства.

ч.7 ст.7.30 Должностные лица — 50 000 26. Сокращение сроков подачи заявок в случаях, не оговоренных в 44-ФЗ. Несоблюдение порядка и сроков отмены выбора исполнителя.

ч.8 ст.7.30 Должностные лица — 30 000 27.

Организация закупок для СМП и СОНКО не в том объеме, который предусмотрен контрактным законодательством. Временем совершения правонарушения является дата окончания календарного года. ч.11 ст.7.30 Должностные лица — 50 000 28. Несоблюдение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на 2 рабочих дня.

Несоблюдение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на 2 рабочих дня.

ч.13 ст.7.30 Должностные лица — 3000 29. Нарушение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на 2 рабочих дня.

ч.14 ст.7.30 Должностные лица — 30 000 30. Нарушение заказчиком или уполномоченным органом сроков размещения заказов на приобретение ТРУ по гособоронзаказу, установленных законодательством РФ о ГОЗ.

ч.15 ст.7.30 30 000 — 50 000 Штрафы за нарушение порядка ведения реестра контрактов, РНП (штрафы на должностные лица) 31. Внесение заведомо ложных сведений в РНП. ч.1 ст.7.31 50 000 32. Ненаправление, несвоевременная отправка в контролирующий орган данных, необходимых для внесения в РНП.

Непредоставление, несвоевременная подача в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, материалов или документов, необходимых для включения в такой реестр контрактов, если направление, предоставление указанных информации или документов являются необходимыми согласно 44-ФЗ.

ч.2 ст.7.31 20 000 Штрафы за несвоевременный возврат обеспечения заявок 33.

Нарушение порядка или сроков возврата денег, перечисленных в качестве обеспечения заявки на участие в выборе поставщика, не более чем на 3 рабочих дня.

ч.1 ст.7.31.1 Должностные лица – 5 000 Юрлица — 30 000 34.

Нарушение порядка или сроков возврата денег, перечисленных в качестве обеспечения заявки на участие в определении исполнителя, более чем на 3 рабочих дня. ч.2 ст.7.31.1 Должностные лица — 15 000 Юрлица — 90 000 Штрафы за несоблюдение порядка при заключении, исполнении и изменении госконтрактов 35. Заключение контракта с нарушением утвержденных условий определения исполнителя или условий исполнения, предложенных тем, с кем заключаются обязательства.

ч.1 ст.7.32 Должностные лица — 1% от суммы договора, но не менее 5 000 и не более 30 000 Юридические — 1% от суммы договора, но не менее 50 000 и не более 300 000 36. Заключение госконтракта с нарушением объявленных условий выбора поставщика или условий исполнения, предложенных тем, с кем заключается госконтракт, если такое нарушение привело к дополнительным расходам бюджета или уменьшению объема поставляемых ТРУ.

ч.2 ст.7.32 Двукратный размер дополнительно израсходованных денег или цен ТРУ, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения 37. Срыв сроков заключения контракта или уклонение от заключения. ч.3 ст.7.32 Должностные лица — 50 000 38.

Смена условий договора, включая увеличение цен ТРУ, если возможность изменения условий не разрешается 44-ФЗ.

ч.4 ст.7.32 Должностные лица — 20 000 Юридические — 200 000 39. Изменение условий договора, включая увеличение цен ТРУ, если возможность изменения условий не разрешается 44-ФЗ, и такие корректировки повлекли дополнительные траты из бюджета или уменьшению объема ТРУ. ч.5 ст.7.32 Двукратный размер дополнительно потраченных денег или цен ТРУ, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения 40.

ч.5 ст.7.32 Двукратный размер дополнительно потраченных денег или цен ТРУ, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения 40. Неправомерное расторжение обязательств в случае одностороннего отказа от исполнения.

ч.6 ст.7.32 Должностные лица — 50 000 Юрлица — 200 000 41. Действия (бездействие), повлекшие неисполнение контрактных обязательств с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не приводят к уголовной ответственности.

ч.7 ст.7.32 Приводят к административному штрафу: · на должностных лиц и ИП в размере 5 — 15% суммы невыполненных договорных обязательств, но не менее 30 000, или дисквалификацию на срок до 2-х лет; · на юрлиц — от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных договорных обязательств, но не менее 300 000 42. Нарушение законов и НПА России о проведении экспертизы поставленных/выполненных ТРУ или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с 44-ФЗ к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации. ч.8 ст.7.32 Должностные лица — 20 000 43.

Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания.

ч.9 ст.7.32 Должностные лица — 20 000 44. Приемка ТРУ или отдельного этапа исполнения договора в случае несоответствия этих ТРУ либо результатов выполненных работ условиям договора, если обнаруженное несоответствие не устранено исполнителем и повлекло дополнительные траты из бюджетной системы РФ или уменьшению количества/объемов ТРУ.

ч.10 ст.7.32 Должностные лица — от 20 000 до 50 000 45. Срыв срока и несоблюдение оплаты, в том числе неисполнение обязанности по предоставлению аванса, указанных в контракте. ч.1 ст.7.32.5 Должностные лица — от 30 000 до 50 000 46.

Повторное нарушение срока и порядка оплаты, в том числе неисполнение обязанности по выплате аванса, указанных в контракте. ч.2 ст.7.32.5 Должностные лица — дисквалификация на 1-2 года Штрафы за нарушения в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности 47. Проведение процедур по приобретению ТРУ, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности.

ч.11 ст.9.16 Должностные лица — 30 000 Юридические — 100 000 Штрафы за несвоевременное выполнение законного предписания 48. Невыполнение в требуемый срок законного предписания, требования контролирующего органа.

ч.7 ст.19.5 Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, член комиссии — 50 000 Юрлица — 500 000 Штрафы за нарушение порядка и несвоевременную подачу сведений в контролирующий орган 49. Непредоставление или несвоевременное предоставление в контролирующий орган информации и документов, если предоставление таких информации и документов является необходимым по 44-ФЗ, либо подача заведомо ложных сведений и документов. ст.19.7.2 Должностные лица — 15 000 Юридические — 100 000

Неустойка в 44-ФЗ

Согласно 44-ФЗ в госконтракте должна быть предусмотрена сумма штрафных санкций, которую стороны закупки должны будут перечислить на счета друг друга в случае некачественного исполнения обязательств.

Штраф выплачивается виновником, даже если он не был указан в договоре.

В этой ситуации сумма является фиксированной и зависит от стоимости товара (ст. 332 ГК РФ). Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

В ч.4 ст.34 говорится об обязательном включении в договор условия об ответственности, как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили, либо некачественно исполнили свои договорные обязательства. В договор необходимо вносить все случаи, по которым возможно наложение штрафа во избежание уклонения от ответственности со стороны исполнителя. В действующем законодательстве сказано, что оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств можно избежать, если у организации имеются неопровержимые доказательства того, что условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч.9 ст.34 44-ФЗ).

В других случаях оплата санкций должна быть осуществлена в обязательном порядке.

Должен ли заказчик в случае нарушения срока выполнения работ по контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предъявить подрядчику к уплате как пени, так и штраф?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:Если нарушение условий контракта заключается только в просрочке выполнения работ, с контрагента должны быть истребованы пени, но не штраф.

Если наряду с невыполнением работ в установленный срок контрагент допустил иные нарушения обязательств по контракту (например, не выполнил работы на момент прекращения контракта, выполнил их не в полном объеме, нарушил требования к качеству работ и т.д.), ему должно быть предъявлено требование об уплате как пеней, так и штрафа.Обоснование позиции:Любое обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями ( ГК РФ). Это относится и к исполнению обязательств, устанавливаемых контрактами, заключенными в соответствии с требованиями от 05.04.2013 N 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(далее — Закон N 44-ФЗ). Указанный Закон основан в том числе на нормах РФ (ч.

1 ст. 2 этого Закона). Поэтому ко всем заключаемым в соответствии с ним договорам (контрактам) применяются нормы ГК РФ с учетом особенностей, установленных указанным Законом N 44-ФЗ.Согласно Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее также — контрагент) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Заметим, что, хотя в этой норме, как и в ГК РФ, упоминается о «неустойке (штрафе, пене)» без разграничения этих понятий, на практике существует устоявшееся понимание о штрафах и о пенях, как о видах неустойки. Такое разграничение прямо проведено в иных нормах N 44-ФЗ, которые непосредственно определяют и различные основания взыскания, различные нарушения условий контракта, за которые взыскиваются эти виды неустойки.Так, если пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства ( Закона N 44-ФЗ), то штрафы устанавливаются контрактом в виде фиксированной суммы и начисляются за нарушения обязательств, не связанные с просрочкой исполнения ( Закона N 44-ФЗ, смотрите также Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, далее — Правила).

Конкретный перечень нарушений, за которые контрактом может предусматриваться ответственность в виде штрафа, нормативными актами не предусмотрен, поэтому вопрос о наличии оснований для предъявления к контрагенту требований об уплате штрафа должен решаться исходя из условий контракта и существа допущенного нарушения.

Как видно из приведенных норм, такими основаниями могут быть любые нарушения, кроме просрочки исполнения (например некачественное выполнение работ и т.п.).Из этих критериев в спорных ситуациях исходят и суды. Так, АС Поволжского округа в от 12.10.2017 N Ф06-24639/17 указал, что законодательство о контрактной системе разделяет просрочку исполнения обязательства и иные нарушения поставщиком обязательств, устанавливая специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 17.11.2015 N 13АП-22758/15 применительно к рассмотренной им ситуации пришел к выводу, что возложение двойной ответственности за просрочку исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, а именно: пеней за каждый день просрочки обязательства и штрафа в виде фиксированной суммы за тоже нарушение, противоречит положениям Закона N 44-ФЗ, исключающей просрочку исполнения обязательств из числа нарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде штрафа.

В АС Северо-Кавказского округа от 08.12.2016 N Ф08-9187/16 отмечается, что, поскольку подрядчик фактически совершил одно нарушение — нарушил срок выполнения работ по контракту, с него должны быть взысканы пени, но не штраф.Таким образом, взимание штрафа за нарушение срока выполнения работ по контракту противоречит правилам N 44-ФЗ, которые предусматривают ответственность за это нарушение только в виде пеней (смотрите также АС Волго-Вятского округа от 05.12.2016 N Ф01-5271/16, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017 N , Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 N 15АП-7180/17).Однако нарушения, допущенные подрядчиком при исполнении обязательств по контракту, могут не ограничиваться просрочкой выполнения работ. Так, например, работы могут быть или выполнены не в полном объеме, или не выполнены вовсе, или выполнены, но с ненадлежащим качеством. При таких обстоятельствах взимание с контрагента как пеней, так и штрафа, является обоснованным, поскольку эти меры ответственности применяются за различные правонарушения.

Именно такого подхода придерживаются и суды.В частности, в судебной практике сформирован подход, в соответствии с которым пеня за просрочку исполнения обязательств по контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения обязательства, явившийся основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы (п.

36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, смотрите также Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2017 N 19АП-3329/16).К аналогичному выводу суды приходят в ситуациях, когда контракт исполнен частично или с нарушением требований к качеству работ ( АС Московского округа от 17.10.2016 N Ф05-14602/16, АС Западно-Сибирского округа от 17.06.2016 N , Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 N 02АП-4666/17, Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 N 05АП-3944/17, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 N 09АП-57682/16).Следовательно, если в рассматриваемой ситуации нарушение контракта со стороны подрядчика заключается только в том, что результат работ не сдан заказчику в установленный контрактом срок, иные нарушения обязательств по контракту допущены не были (работы выполнены в полном объеме и надлежащего качества, хотя и с просрочкой), с подрядчика должны быть истребованы только пени, но не штраф.

Если же наряду с просрочкой в сдаче результата работ подрядчик допустил иные нарушения условий контракта, наряду с пенями он обязан уплатить заказчику штраф в размере, определяемом в соответствии с Правилами.Отметим также, что в спорной ситуации вопрос о правомерности одновременного применения к подрядчику двух видов санкций за допущенное нарушение (пеней и штрафа) может быть решен судом исходя из фактических обстоятельств и анализа условий контракта ( ГК РФ).Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТЕрин ПавелКонтроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТАлександров Алексей24 ноября 2017 г.Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Просрочка, пеня, штрафы

Статья 34 44-ФЗ обязывает указывать в договоре условия и формы наступления ответственности.Основной причиной нарушения обязательств по договору является просрочка — неисполнение одной из сторон предписанных контрактом действий в установленный срок.По истечении срока исполнения обязательства за каждый следующий за днём просрочки день виновной стороне начисляется пеня в размере 1/300 действующей на день уплаты ключевой ставки Центробанка РФ от не уплаченной в срок суммы.Штраф — это мера ответственности, предусмотренная за неисполнение любых других, кроме просрочки, обязательств по договору. Размеры и условия уплаты штрафа устанавливаются контрактом в соответствии с Помимо указанных способов восстановления прав, пострадавшая сторона также имеет право взыскать неустойку.Сторона освобождается от уплаты пени и штрафов, если докажет, что нарушение обязательств возникло вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы.

Снижение неустойки по 44-ФЗ

Существует несколько правил, следуя которым, вы значительно снизите риск предъявления требования о выплате неустойки:

  1. Если возникает хотя бы малейшая возможность того, что контракт не будет исполнен, необходимо срочно готовить письмо заказчику с предупреждением;
  2. Необходимо договариваться о том, чтобы все контрагенты заранее готовили счет фактуры и иные закрывающие документы;
  3. Внимательно изучите контракт, бывает, что исполнение контракта должно быть двухсторонним, например, заказчик не отправил вовремя заявку на поставку оборудования или строительных материалов;
  4. Заранее направляйте все необходимые документы второй стороне по контракту, поскольку ошибки допускают даже самые лучшие сотрудники, поэтому всегда будет лучше если у вас будет время на исправление собственных ошибок.

Неустойка начисляется на всю сумму по договору за вычетом суммы фактически исполненных обязательств по контракту.

Но не стоит пугаться, существует реальная возможность снижения пеней до минимально установленной. Дело в том, что заказчики применяют в своих расчетах формулы установленные законодателем по умолчанию.

Но необходимо рассчитывать также согласно ставки рефинансирования ЦБ, следовательно, разница в расчетах бывает колоссальной.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+